SHARE

Автомобильные подушки безопасности, которым мы уделили внимание в прошлом номере МОТОРА, помогают, когда столкновение уже произошло. Но, понятно, было бы хорошо вообще не доводить дело до вызова этой скорой помощи. Для чего также придумано множество электронных систем. Одна из самых полезных – антиблокировочная система тормозов, АБС.

Инструкторы в автошколах обязательно учат новичков правилам торможения на скользкой дороге. Все сводится к тому, что дозировать усилие на педаль тормоза следует деликатно, иначе велика вероятность блокировки колес, и тогда поведение автомобиля станет непредсказуемым. Вспомним уроки физики – задачку про брусок, который нужно сдвинуть с места. Чем меньше коэффициент трения поверхности, тем легче это сделать. Так же и с колесом – на скользком покрытии достаточно совсем несильно нажать на педаль тормоза, чтобы машина превратилась в санки.А что на сухом асфальте? Увы, быстро замедлить автомобиль способом «педаль в пол» – заблокировав колеса, – тоже не выйдет. Поверхность шины быстро разогреется, и в зоне контакта с дорожным полотном образуются твердые шарики – продукты разрушения резины. Получится «эффект подшипника» – катиться на таких шариках можно довольно долго, и если колеса пошли юзом, руль становится ненужным предметом.С целью решения этой проблемы инженеры немецкой фирмы Bosch в 1936 году изобрели систему, предотвращающую блокировку колес машины при торможении. Но технологии того времени не позволяли устройству отслеживать поведение автомобиля на дороге, да и быстродействие оставляло желать лучшего. Как это часто бывает, идею использовали, но гораздо позднее. Лишь в 1979 году на Mercedes-Benz S-класса впервые появилась ABS (Antilock Brake System). Система, построенная с использованием цифровых электронных блоков на интегральных схемах, могла обеспечить достаточную безопасность и обладала приемлемой надежностью.Но вернемся к теории. Что влияет на степень сцепления колеса с дорогой? Износ протектора шины, состояние дорожного полотна… Есть еще один очень важный показатель – относительное проскальзывание колеса. Он может меняться от нуля (если автомобиль движется накатом) до единицы (колеса полностью заблокированы). Понятно, что торможение автомобиля будет наиболее эффективным при максимально высоком коэффициенте продольного сцепления колеса с дорогой. Экспериментально установлено, что наибольшим его значение будет при относительном проскальзывании, близком к 0,2. При этом роль коэффициента поперечного сцепления также важна – он определяет сопротивляемость машины заносу. Получается, чтобы автомобиль тормозил наилучшим образом, без потери устойчивости, угловая скорость колеса должна обеспечивать постоянное значение относительного проскальзывания около 0,2. Как этого добиться? Регулировкой тормозной силы с помощью ABS.Основной задачей ABS является сохранение управляемости и устойчивости автомобиля при резком замедлении. Устройство состоит из набора датчиков скорости движения машины и вращения колес, электронного блока управления и исполнительного гидравлического устройства (модулятора). В этой системе осуществляется постоянный обмен информации. На электронный блок поступают данные по угловой скорости колес. Как только водитель резко нажимает на педаль тормоза, относительное проскальзывание возрастает, и возникает угроза блокировки колес. Задача электронного блока – дать команду исполнительному устройству на снижение давления в тормозной системе – с помощью перепускного клапана. Сделано? Теперь колесо вновь ускоряется. Блок снова дает команду – теперь уже увеличить давление (ведь машину нужно затормозить), и цикл повторяется – тем самым значение относительного проскальзывания остается оптимальным, а автомобиль – управляемым.Попеременное увеличение и сброс давления порой отдаются дрожью или биением на педали тормоза. Многие современные автомобили избавлены от этого недуга благодаря более совершенному алгоритму работы ABS, при котором нужное давление в тормозном цилиндре может поддерживаться на постоянном уровне.Но современная ABS должна учитывать не только скоростные факторы – ведь и состояние шин, и упругие свойства подвески влияют на качество торможения. Наилучшей была признана четырехканальная схема, позволяющая регулировать тормозное усилие для каждого колеса отдельно. Это важно, ведь при торможении одно колесо автомобиля может оказаться на более скользком покрытии, нежели другое. ABS уменьшит тормозной путь на 12–15%, но в этом случае важнее не выигранные метры, а сохранение управляемости машины. «Микст» под колесами – штука коварная, часто рождающая при торможении разворачивающий момент.Еще одна дорожная ситуация – вхождение в поворот на повышенной скорости. Водитель может просто бросить газ, а может и затормозить, рискуя потерять курсовую устойчивость, и слететь с дороги. ABS даст преимущество в скорости около 15% по сравнению с торможением без этой системы. Не впечатляет? Другая ситуация – экстренное торможение на сухом асфальте на «городских» 60 км/ч. Антиблокировочная система обеспечит выигрыш в 5–7 м (а то и больше) тормозного пути.Смело давите на педаль тормоза – если, конечно, ABS на вашей машине в порядке. Современные средства активной безопасности меняют старые правила управления машиной. И при умелом использовании его облегчат. Однако сам человек – система несовершенная. В ходе многочисленных исследований было установлено – в критической ситуации водитель зачастую начинает тормозить поздно и тормозит не слишком активно. Помочь ему призвано устройство, дополняющее работу ABS, – Brake Assist, которое распознает экстренный режим торможения и в случае чего «дожимает» педаль тормоза, обеспечивая автомобилю наилучшее замедление.Всем ли полезна ABS? В дорожной жизни рядового автомобилиста эта система способна предотвратить множество неприятностей. Но не стоит забывать, что вмешательство электроники в управление автомобилем, как правило, подразумевает, что тот используется «по-граждански». На гоночных трассах другие законы. Тем не менее некоторые активные системы безопасности готовы потакать спортивным амбициям водителя. Однако об этом мы поговорим позже.