SHARE

Давно прошли те времена, когда разговоры о моторном масле были неотъемлемой частью автомобильной культуры. Но и окончательно в историю сей предмет не канул – мы убедились в этом, побеседовав в связи с появлением новой, революционной линейки масел Mobil 1 с одним из создателей первого в мире синтетического моторного масла.

Ни один механизм с вращающимися и трущимися деталями не может работать без смазки. Двигатель автомобиля – не исключение, так что ответ на вопрос “зачем нужно моторное масло?” очевиден. Куда больше любопытства вызывает эволюция этой густой мутноватой жидкости, которая плещется в недрах двигателя каждого автомобиля. Почему синтетическое масло лучше минерального? Зачем ведущие нефтехимические компании мира неустанно создают все новые и новые сорта и виды масла? Каким будет масло будущего? Старший технический советник исследовательского подразделения компании ExxonMobil Билл Максвелл одним своим видом дает понять, что знает о моторном масле все. Уже немолодой, но полный энергии коренастый американец выглядит как хрестоматийный нефтяник, и этот образ, в общем-то, не далек от истины: Максвелл работает в Mobil с 1968 года, а в начале 70-х он участвовал в создании первого синтетического моторного масла этой всемирно известной марки. Тут нужно оговориться, что вообще-то “синтетику” изобрела не Mobil, но именно эта компания первой поставила производство подобного моторного масла на поток – как говорится, двинула его в массы.Мы встретились с Максвеллом не случайно, а на презентации новой линейки масел Mobil 1, разработанной специально для России, и потому начали наш разговор с новинки, которую он привез в Москву.

В вашей новой линейке масел их сортность определена в зависимости от пробега автомобиля. Почему вы решили продвигать эту нестандартную идею именно на российском рынке?

Дело в том, что у вас в России много автомобилей с очень разной “судьбой”. Некоторые машины были куплены новыми и обслуживались у дилеров, у других сервисная история полна белых пятен. Поэтому мы постарались адаптировать разные сорта нашего масла под разное “здоровье” мотора. Нас очень интересует растущий российский рынок, и эта “концепция возраста”, надеемся, позволит нам получить определенное преимущество перед конкурентами.

Делали ли вы “эксклюзивные” сорта масла для других стран?

Да, например, для Западной Европы, где очень популярны дизельные двигатели и постоянно ужесточаются требования к чистоте выхлопа, мы сделали специальное масло для дизелей. Это масло способствует снижению вредных выбросов и бережет сажевый фильтр выпускной системы от преждевременного износа. А в Америке, где климат в целом жарче, чем в Европе, мы делаем акцент на масло с высокой вязкостью. В нашем деле маркетинг не менее важен, чем наука и технологии…

Но в основе все-таки лежат технологии, так что давайте поговорим о них. Не могли бы вы на простом языке объяснить, почему синтетическое масло лучше минерального.

Главное преимущество “синтетики” – стабильность характеристик. Целого ряда характеристик – от толщины масляной пленки, которая “окутывает” трущиеся детали, до способности выдерживать температурные и другие “стрессы” внутри двигателя. Синтетическое масло называется синтетическим, потому что мы берем природное сырье и модернизируем его, искусственно синтезируем более “стойкую” молекулярную структуру масла. В минеральном масле основа остается такой, какой делает ее природа. Нужно сказать, что природа отлично создает смазывающие вещества, но человек в состоянии сделать их гораздо лучше. Сегодня это особенно актуально, ведь современные двигатели выпускаются с “ювелирными” допусками и зазорами между деталями, и недостаточно качественное масло может нанести физический вред мотору, даже будучи совсем свежим. А набирающие популярность двигатели на биоэтаноле? Им ведь наверняка требуется особое масло. Почему-то на этот счет ничего не слышно ни от вас, ни от ваших конкурентов…Могу ответить только за Mobil 1. Мы ведем работу над специальными сортами масла для этаноловых моторов, в которых нагрузки действительно несколько выше, чем в бензиновых. Но даже те сорта масла, которые мы выпускаем сегодня для бензиновых двигателей, по своему “запасу прочности” полностью соответствуют условиям эксплуатации этаноловых моторов.Вы занимаетесь разработкой синтетических масел с 70-х годов. Каковы последние тенденции в этой отрасли помимо вашей “концепции возраста”?

Наше масло совершенствуется вслед за автомобилями, а зачастую и опережает развитие автомобилестроения. Например, в 80-е годы мы сделали масло 5W-50 для гоночных моторов. Для двигателей серийных машин такое масло тогда было попросту не нужно, но вскоре автопроизводители оценили его преимущества, и это стало толчком к совершенствованию конструкции обычных моторов. Вы даже не представляете, насколько изменилось и усложнилось моторное масло за последние десятилетия. В отличие от машин или компьютеров на вид масло остается прежним, но, поверьте мне, наш прогресс не менее стремителен, чем прогресс той же компьютерной индустрии. Что касается сегодняшних тенденций, то сейчас налицо увеличение межсервисных интервалов, и характеристики нашего масла позволяют производить его замену все реже и реже.

Значит ли это, что когда-нибудь появится моторное масло, которое можно будет вообще не менять на протяжении всей жизни автомобиля?

Об этом мечтают многие автопроизводители, но, на мой взгляд, сегодня это не более чем абстрактная идея. Дело в том, что в двигателе внутреннего сгорания агрессивные продукты сгорания топлива неизбежно попадают в масло и со временем меняют его свойства. “Химия” синтетических масел последнего поколения очень эффективно противостоит воздействию этих веществ, но периодическая замена все равно требуется. В отличие, например, от турбин на самолетах, где в масло вообще не меняют, так как в него не попадают продукты горения. В будущем, возможно, появится новая “синтетика” или новая присадка, которая позволит неограниченно долго подавлять вредоносное действие продуктов горения. Но к тому времени сам двигатель внутреннего сгорания, возможно, уступит место другим типам моторов.

Возможно, к тому времени закончится нефть. Из чего же вы будете делать масло?

С точки зрения примитивной химии для “синтеза” смазывающего вещества нужно иметь только водород и углерод. Наше первое синтетическое масло вообще было сделано не из нефти, а из кокоса! Просто сегодня нефть – это самый доступный источник углеводорода. Но наши ученые уже работают на отдаленную перспективу, когда масло придется делать не из нефти, а из чего-нибудь еще. И я уверен, что их усилия увенчаются успехом – как когда-то увенчались успехом попытки создания синтетического масла из нефти.

“КОНЦЕПЦИЯ ВОЗРАСТА”

“Возрастное” масло – это уже седьмое поколение “синтетики” Mobil 1. Новая линейка включает в себя три сорта: New Life (“новая жизнь”) для новых и просто “свежих” автомобилей; Peak Life (“пик жизни”) для машин с пробегом от 100 до 150 тысяч км; и Extended Life (“продолжительная жизнь”) для машин с пробегом более 150 тысяч км. При внимательном изучении ничего сногсшибательного в новых сортах масла не обнаруживается, а отличаются они, прежде всего, вязкостью: 0W-40 у New Life, 5W-50 у Peak Life и 10W-60 у Extended Life. Однако помимо вязкости в “химии” новых масел по разному расставлены и другие акценты: например, New Life “заточен” под ультрасовременные бензиновые моторы с непосредственным впрыском и турбонаддувом, а Extended Life содержит больше противоизносных и защитных присадок. Производитель утверждает, что перейти на любое масло из новой линейки можно в любой момент и, выбрав сорт в зависимости от пробега, использовать только его на протяжении всего срока службы автомобиля.