SHARE

Основной инстинкт и ноги с протектором
Смуглая длинноногая женщина, гибкая и упругая, как лоза, под громовую музыку и барабанную дробь материализуется из чего-то кипящего – не то из пены морской, не то из лавы вулкана – и, как это там у Пушкина, вдруг прыжок и вдруг летит, то стан совьет, то разовьет, и быстрой ножкой ножку бьет, и… И бежит сломя голову. Босиком по раскаленной лаве. Босиком по снегу и торосам, перепрыгивая через огромные полыньи. По взлетной полосе, обгоняя самолеты. По отвратительной жидкой грязи. По глубокому песку. По воде аки посуху. Нигде не поскользнется, нигде не споткнется, полный контроль над сильным, потрясающе красивым шоколадным телом, от снежной лавины убежит, от камнепада увернется, через пропасть сиганет, был бы конь, наверное, и коня бы на скаку остановила, и в горящую избу вошла, но изба и конь на «полосе препятствий» не предусмотрены, зато всего остального в избытке – воды, камней, вулканов, снега, грязи… Струи дождя и брызги водопадов хлещут по атласным плечам бегуньи, капли серебряным бисером дрожат на коже и в копне черных курчавых волос, ветер срывает капли и уносит прочь, она все мчится и мчится босиком, легко и пружинисто взбегает на почти отвесную скалу (куда там отцу Федору с краденой колбасой!), и вдруг впереди обрыв, а за обрывом – ничего, кроме неба и солнца, и уже не остановиться, уже не спастись, вот-вот в бездну, и тут… Режущий уши «тормозной» звук, как от машины за миг до наезда на пешехода, и – филигранно четкая остановка в сантиметре от края обрыва.

Надпись на небе: «Power is nothing without control». Мощь без контроля – ничто. Очаровательная улыбка. Сахарные зубы. Демонстрация сексапильной гуттаперчевой ножки. Ступня крупным планом (Господи, что ж от ступни-то должно остаться!) – там, где у нормальной смертной женщины положено быть обычной человеческой коже, чувствительной к занозам и щекотке, у этой небожительницы… шинный протектор. Кошмар. Ликующий заключительный аккорд. Конец фильма.

Это рекламный ролик Pirelli. В главной и единственной роли – Мари-Жозе Перек, француженка карибского происхождения, двукратная чемпионка мира в беге на 400 метров, двукратная чемпионка Европы в беге на 400 и 200 метров, две золотые медали на Олимпиаде в Барселоне и две – на Олимпиаде в Атланте (вне съемочной площадки, надо полагать, бегает в шиповках).

Итальянская компания уже не первый год приглашает суперзвезд для съемок в рекламных фильмах, называемых Pirelli Adventure Series. Обычно зазывают тех, чье имя в данный момент у всех на слуху, и отказов, как правило, не бывает, поскольку выгода обоюдная и немалая; ролики хотя и довольно банальные, как все рекламное, но зрительно исключительно красивые и запоминающиеся. И крутятся по всему миру в течение двух-трех лет (это очень много), пока лик очередного исполнителя не поднадоест публике.

Первым рекламным талисманом фирмы была Шарон Стоун. Легендарная носительница основного инстинкта, конечно, не бегала по снегам и раскаленной лаве. Она прилетала на самолете в какое-то райское место, ее встречал мускулистый, но интеллигентный бодигард, усаживал в навороченный Mercedes, обутый, естественно, в шины Pirelli, и вез куда-то в синюю даль. В пути голливудская дива требовала остановиться, после чего выгоняла телохранителя с водительского места, садилась за руль сама и начинала выписывать умопомрачительные кренделя на дороге, сохраняя на лице выражение неописуемого блаженства, видимо, от звериной мощи машины, которая ничто без контроля, и от абсолютного контроля над этой мощью, обеспечиваемого, понятное дело, шинами Pirelli.

Потом был Карл Льюис, самый быстрый человек планеты, обладатель десяти олимпийских медалей в беге на 100 метров. Этот уже вовсю бегал босиком, прыгал и тормозил, пока нынешней весной его, уставшего, не сменила Мари-Жозе Перек с протекторными пятками, которым предстоит контролировать мощь ее чемпионского тела в ближайшие год-два.

Как сообщили в московском представительстве Pirelli, все трое были приглашены для раскрутки элитнейшей из элитных шин фирмы – модели P6000. Однако в прошлом году на Карла Льюиса факультативно навесили еще и модель P7000 («Мотор» °1, май 1996 года), а теперь Мари-Жозе Перек предложили без отрыва от основной работы, рекламы P6000, побегать и за P5000 Drago – новую шину Pirelli, выходящую на рынок весной 1997 года.

В марте компания провела в окрестностях Барселоны грандиозную презентацию новых моделей. Журналистам были представлены легковая шина P5000 Drago и целое семейство внедорожных шин Scorpion.

P5000 Drago
Судя по тому, с какой частотой различные фирмы выбрасывают на рынок новые модели дождевых шин, можно предположить, что именно им, «дождевикам», предстоит в ближайшем будущем подвинуть, а может быть, и совсем вытеснить обычные летние шины. Нет, чисто летние по-прежнему выпускаются, причем в больших объемах, но «просто лето» – это уже вчерашний день, по крайней мере, когда речь идет о продукции для Европы (в США подход несколько иной; там дороги, климат и рельеф ничего особо серьезного от шины не требуют). Если есть возможность навесить на летнюю шину какие-либо дополнительные функции – дождевые, грязевые – почему бы ей не воспользоваться?

Еще лет 7 – 10 назад такое было проблематичным. Мы уже много писали о законах поведения шины на дороге, поэтому сейчас в теоретические дебри залезать не будем. Напомним лишь основные моменты. Традиционный, десятилетиями испытанный подход к конструированию шин следующий. Чем шина «грязнее» и «снежнее», тем глубже канавки протектора, больше мелких прорезей («чешуи»), мягче резина, подвижнее протекторные выступы. Соответственно, тем больше сопротивление качению, что ведет к повышению расхода топлива, ниже износостойкость, а значит, меньше пробег шины, хуже разгонная динамика. Хочешь кататься легко и быстро – покупай летние. Хочешь безопасности на воде и на грязи – бери зимние или всесезонные (это что-то средненькое по всем параметрам – летом не совсем летние, зимой не совсем зимние; воспринимать всесезонку серьезно можно лишь применительно к внедорожникам, а сейчас речь об «асфальте»).

Так было. Но так не есть. В начале 90-х в шинном деле произошел мощнейший технологический прорыв (чего стоят хотя бы резиновые смеси с кремниевыми добавками; впрочем, их применением прогресс не исчерпывается). Стало возможным нагружать летнюю шину нетипичными для нее функциями без ущерба основным, летним, параметрам. За примерами далеко ходить не надо. В феврале нынешнего года автор этих строк тестировал новое поколение Michelin Energy – это летние шины, имеющие сопротивление качению на 20% меньшее (!), чем классические модели того же класса той же фирмы, и вместе с тем неплохо приспособленные к дождю, грязи и даже к снегу («Мотор» ° 4 (12).

Pirelli не только не отстает в разработке шин новых поколений, но и бьет очень многих конкурентов. Так, в апреле 1996 года компания представила исключительно удачную «летне-водно-грязевую» P200 Aquachrono («Мотор» ° 2) – почти за год до выхода новых Michelin Energy. Но это не главное.

Упомянутые шины – массового класса, относительно дешевые. Для Pirelli такая продукция – «факультатив». Основа благополучия итальянской компании, главное условие ее выживания на рынке – разработка и производство элитных шин классов HP (High Performance) и UHP (Ultra High Performance).

Немного статистики. По данным Pirelli, доля шин HP/UHP в общем объеме продаж на европейском рынке выросла с 24% в 1990 году (всплеск интереса к элитным моделям) до 30% в 1997 году, и есть предположения, что к 2000 году достигнет 33% – рост весьма бурный. В торговой номенклатуре Pirelli шины HP/UHP составляют 47%, тогда как продукция ближайших конкурентов в среднем лишь на 27% состоит из шин высших классов – вот почему все, что касается элитной резины, столь важно для итальянцев. (Следует отметить, что год назад Pirelli давала другую статистику по HP/UHP; расхождения в цифрах довольно существенны.

Оставим это на совести фирмы. В принципе, если не зацикливаться на долях процентов, можно считать, что и те, и другие данные в общем и целом верно отражают основные тенденции развития рынка).

В разработке любых шин, а особенно HP/UHP, Pirelli придерживается правила: «От гоночной трассы – к обычной дороге». Сначала обкатывается некая концептуальная гоночная шина, потом ее «экстремальные» параметры, если можно так выразиться, доводят до нормально-потребительских – что-то выделяют, что-то притушевывают – т. е. на ее базе делают различные торговые модели под конкретные нужды, причем технология остается гоночной. Так создавались и знаменитая P6000 (ее реклама звездами кино и спорта началась задолго до выхода на рынок и продолжается по сей день, может быть, поэтому этих шин уже продано более шести миллионов), и тестированная нами год назад P7000. И вот теперь – P5000 Drago.

P5000 Drago («Дракон») – это дождевая HP-шина для 14-, 15- и 16-дюймовых колес, т. е. «охватывающая» большую часть легкового автомобильного парка. Номенклатура: 20 типоразмеров, серии от 65 до 50, категории скорости – H (до 210 км/ч) и V (до 240 км/ч).

При разработке Drago конструкторы полностью отказались от описанного выше традиционного подхода к «мокрым» шинам, что всячески подчеркивается. Никаких мягких подвижных выступов на протекторе, почти нет мелких прорезей; все, что, хоть и улучшая сцепление, убивает HP-достоинства, – долой. Для надежного сцепления с мокрой и холодной дорогой – кремний. Для полноценного удаления воды из пятна контакта – особый направленный рисунок протектора.

Главный элемент рисунка – глубокий центральный водоэвакуационный канал. Он двойной, в сечении имеет W-образную форму с утопленным центральным ребром. В Pirelli считают, что такой канал оптимален для отвода воды на большой скорости, и рассматривают возможность его использования на других перспективных моделях шин. Форма канала запатентована как W. E. T. (W Engineered Tread); здесь явная игра слов: wet в переводе с английского – «мокрый».

В патент W. E. T. также входят поперечные канавки «елочкой»; их глубина в зависимости от зоны протектора варьируется от 8,5 до 9,5 мм. Для летней шины они довольно глубокие, но поскольку «нарезаны» нечасто и, следовательно, выступы между ними достаточно широкие, то смятие выступов, ухудшающее разгонную динамику, исключается.

У шины сверхлегкий, очень прочный и эластичный каркас: два стальных пояса с «обвязкой» из нейлона. Особую конструкцию имеет боковина – она, как утверждают разработчики, «прогрессирующей жесткости», т. е. чем больше гнется под боковой нагрузкой, тем больше этой нагрузке сопротивляется. Как этого достигли – не разглашают. Уверяют, что, кроме Pirelli, до такого еще никто не додумался.

Журналистам предоставили возможность покатать Drago на формульной трассе Монмело недалеко от Барселоны. Программа тестов была стандартной: полсотни машин, обутых в испытываемые шины, покатушки до зеленых чертиков в глазах, конкурс для журналистов на самый быстрый и чистый проезд по замысловатому маршруту, огороженному пластиковыми конусами (сбил конус – выходи из игры), инструментальный контроль и т. п. Я уже давно дал зарок не судить о шинах по субъективным тестам – по собственному вождению и всевозможным конкурсам -это просто некорректно. Невозможно за один день схватить все нюансы поведения резины, тем более в той суматошной атмосфере, что царит на полигоне; вдумываться некогда. Все воспринимают катание как захватывающий аттракцион, все норовят показать класс и просто оттягиваются за рулем; ну где еще можно безбожно крутить «глазастый» Mercedes или новую «пятерку» BMW, зная, что, если грохнешь машину обо что-нибудь, тебе за это ничего не будет – все застраховано, за все «уплочено». Признаюсь, я дважды вылетел с трассы в песчаный уловитель: один раз, чтобы не въехать в багажник резко затормозившей передо мной машины, другой – потому что сам не справился с управлением. Шины тут ни при чем. В общем, удовольствия от таких тестов масса, а вот информативности – почти никакой.

Судить о шинах имеет смысл по инструментальным тестам. Там все объективно, приборы бесстрастны, гоночный азарт им неведом, и слава Богу. Поэтому приведу результаты испытания на сопротивление аквапланированию, которые отслеживал компьютер.

Две машины, BMW 528i массой 1650 кг и Audi A6 массой 1600 кг, обутые в шины P5000 Drago размера 225/60R15, въезжали на залитый прямой участок (слой воды 7 мм), затем водитель резко жал на акселератор. После выхода на «сушу» сидевший в машине пассажиром журналист получал распечатку с результатами теста.

BMW 528i начала аквапланировать при достижении 93,4 км/ч, а при 95,6 км/ч было зафиксировано 20-процентное скольжение – порог, за которым дальнейшее увеличение скорости опасно. Audi A6 – соответственно при 92,5 км/ч и 93,1 км/ч.

Уместен вопрос: это хорошо или плохо? К сожалению, с другими моделями шин такой тест не проводился, поэтому сравнивать не с чем. На первый взгляд, если шина, рассчитанная на 210 или 240 км/ч, начинает аквапланировать, не достигнув и сотни, это не слишком здорово. Но… тем не менее я полагаю, что это неплохо (а сотрудники Pirelli утверждают, что просто великолепно).

Откуда такая уверенность? Давайте следовать банальной житейской логике. Презентация любого продукта всегда имеет откровенно рекламный характер. Фирма показывает товар лицом – только самое лучшее. Тестов на аквапланирование очень много – тормозной путь на воде, скольжение в поворотах и т. п. – и если фирма выбрала для показа прессе именно этот (аквапланирование на прямой в разгонном режиме), значит, его результаты заведомо хороши.

В модельном ряду Pirelli «Дракон» пришел на смену другому «пятитысячнику» – P5000 Vizzola (Виццола – городок близ Милана, где находится научный центр фирмы). Компания предоставила нам сравнительные данные по этим моделям. Если характеристики Vizzola принять за 100%, то Drago выдает такие результаты: сопротивление аквапланированию на прямой – 114%, в повороте – 119%, пробег – 120%.

Scorpions
Pirelli?! Делает?! Внедорожную?! Резину?! Жаль, на бумаге невозможно точно передать интонацию, с какой мне, после возвращения из Барселоны, задавали этот вопрос. А спрашивали (с квадратными глазами) не только люди, далекие от внедорожников, которым простительна такая неосведомленность, но, как это ни дико, даже некоторые… джиперы и шинные торговцы – казалось бы, народ в своей области компетентный.

Да, Pirelli делает внедорожную резину. Очень давно и очень успешно. Причем не простую, а элитную. И довольно много. Но так уж загадочно сложился российский рынок, что на наших дорогах ее встретишь нечасто. Нет, ей торгуют (в Москве три официальных дилера и один «почти официальный»), но продажи в сравнении с конкурентами пока мизерные и рекламной раскрутки никакой.

В этом году ситуация должна измениться. После грандиозной барселонской презентации, насколько мне известно, многие предприниматели выразили желание продавать внедорожные шины Pirelli в России; правда, вопрос еще в том, захочет ли фирма расширять дилерскую сеть. Конечно, вряд ли итальянцы серьезно потеснят на нашем рынке давно обосновавшихся здесь конкурентов (все уже привыкли к общеизвестным маркам, таким, например, как Goodyear Wrangler, а привычка – вторая натура), но есть шанс, что Pirelli все-таки перетянет к себе некоторое число джиперов.

В Барселоне, а вернее, в национальном парке, что километрах в ста от города, в предгорьях Пиренеев, представляли новое семейство внедорожных шин Pirelli – Scorpion. Семейство, надо сказать, интереснейшее, необычное. Вот, например, давайте попробуем осмыслить хотя бы два таких пассажа для затравки: «внедорожная шина серии 55 под 18-дюймовое колесо» и «внедорожная шина скоростной категории V (до 240 км/ч)». Интригует, согласитесь.

Но обо всем по порядку. Общеизвестно, что внедорожники большей частью эксплуатируются на нормальных, асфальтовых дорогах. Причин тому много. В ухоженно-причесанной Европе, например, джиповать попросту негде. По лугам, лесам и полям грязь особо не помесишь: нельзя. За это можно и штраф схлопотать, и даже в каталажку угодить ненадолго. Есть, конечно, специальные полигоны для джиперов, но туда ведь не каждый день ездят, а, как правило, только по джиперским праздникам. Да и не так уж много среди владельцев внедорожников настоящих джиперов. Внедорожник уже давно большинством воспринимается как предмет престижа, как объект тюнинга, как просто большая машина для всей семьи и т. п. Таким образом, в основном его удел – асфальт, город, автострада. А в цивильных условиях автомобиль должен хорошо выглядеть. И колеса – шины и диски – играют в создании стильного облика машины не последнюю роль. А стильность шины в современном понимании – это низкий и сверхнизкий профиль и большая ширина. И желательно – при сохранении хоть каких-нибудь внедорожных качеств. Вот из этих потребительских капризов шинные производители и исходят.

Считается, что начало массового «оцивиливания» резины для внедорожников было положено фирмой Jeep. Лет десять назад, или, может быть, чуть больше, американцы сертифицировали шины серии 75 для своего Cherokee (тюнинговые фирмы снижали профиль шин и раньше, но делалось это для единичных машин, и ни о какой сертификации речи не шло). Публика удивилась, по тем временам ход был достаточно смелый. Традиционными для внедорожных шин считались серии 90, 85, в крайнем случае, 80, но никак не меньше. Народ присмотрелся к новым колесам. Понравились. Пошла мода на низкий профиль.

Компания Pirelli, следуя запросам рынка, очень активно включилась в разработку низкопрофильных внедорожных шин. Венцом ее стараний в нынешнем году явилось создание семейства Scorpion, в котором есть шины серий 65, 55 и даже 50, рассчитанные на диски с монтажным диаметром 17 и 18 дюймов (увеличение диаметра диска при уменьшении профиля шины необходимо для сохранения высокого клиренса машины, что для внедорожника особенно актуально).

По соглашению с Rover итальянцы представили публике тюнинговый Range Rover с 18-дюймовыми колесами, обутый в шины Scorpion серии 55, – как утверждают в Pirelli, подобных фокусов в мире еще никто не делал. Эффект был сильным. Машина нисколько не потеряла комфортности при движении (а ведь можно было ожидать обратного; учитывая немалую массу внедорожника, столь тонкая воздушная прослойка могла оказаться недостаточной) и показала великолепную разгонно-тормозную динамику и надежность в управлении. И внешне выглядела довольно лихо. Сравните: наиболее употребляемые стандартные шины для Range Rover – серии 70 под 16-дюймовый обод (точный размер 235/70R16). Контраст довольно резкий.

Семейство Scorpion состоит из пяти моделей шин. Надо отметить, они мало похожи на родственников – уж слишком разные по назначению и исполнению. Обычно шинной семьей считают ряд моделей, близких друг другу, лишь в частностях различающихся между собой, а тут набор «от полюса до полюса» – одним семейством охвачен практически весь спектр возможных вариаций на тему off road. Трудно сказать, что позволило объ- единить эти шины под одной маркой; может быть, только одновременность выхода на рынок.

Коротко о каждом «Скорпионе».

Scorpion Zero. Глава семейства. Шина в высшей степени «парадно-выходная», стильная; этакий «блестящий смокинг с бабочкой» для внедорожника, если уместно такое сравнение. Собственно, это видно и по названию: в терминологии Pirelli марка Zero («Ноль»; в Италии это некий «знак абсолюта») означает все самое лучшее, самое дорогое, крутое, навороченное и, применительно к шинам, «абсолютно спортивное».

Модель уникальная. Как утверждают итальянцы, это первая в мире шина исполнения UHP для внедорожника, имеющая скоростную категорию V (до 240 км/ч).

Предвижу законный вопрос: зачем ей такая резвость? Представьте себе среднестатистический внедорожник, идущий на скорости под две с половиной сотни! С его-то валкостью, длинноходной подвеской, короткой базой, высоченным центром тяжести! Ведь улетит с дороги запросто, и не поймаешь…

Можно, конечно, обозвать это игрой на публику, стремлением пустить пыль в глаза – итальянские шинники, я заметил, отличаются неким снобизмом, очень любят всячески подчеркивать особость, элитность и неповторимость своей продукции. Но, думаю, смысл тут заложен гораздо более глубокий, и не столько «снобский», сколько сугубо технический.

Смысл – в «запасе» по всем параметрам. Повышение скоростной категории шины означает улучшение всех ее характеристик – прочности, сцепления с дорогой, управляемости и т. д. – а значит, и повышение уровня безопасности. Допустим, при скорости хотя бы 120 км/ч ездить на шинах, рассчитанных на 240 км/ч, намного безопаснее, чем на тех, у которых «потолок», к примеру, 180 км/ч. Так же как плавать даже по спокойному морю безопаснее на большом пароходе, чем на маленькой яхте. «Запас» больше. Это понятно.

Есть, правда, подозрение, что знак Zero и категория V будут многих водителей провоцировать на попытки достижения скоростного «абсолюта». Ну что тут скажешь… Убиться ведь можно не только на шинах UHP…

Scorpion Zero выпускается в девяти типоразмерах. Самый широкий вариант – 345 мм (!). Самая низкая серия – 50. Максимальный диаметр обода – 18 дюймов.

Учитывая все это и бешеную скоростную категорию, можно смело утверждать, что Zero – шина автострадная, внедорожные качества у нее скорее декларированные, нежели реальные. Итальянцы говорят, что она чуть-чуть может по песку и по щебенке, но «чуть-чуть» это может и любая другая шина.

Zero – не внедорожная шина, а шина для мощного тюнингового внедорожника, катаемого по хайвэю; почувствуйте разницу.

При разработке Zero конструкторы и дизайнеры ориентировались на внедорожник Lamborghini LM002. Надо сказать, сочетание весьма удачное. На скоростной трассе эта военно-прогулочная зверюга, обутая в «абсолютную» резину, выглядит изумительно. На бездорожье – не видел. Не показали.

Внешне Zero очень стильная, запоминающаяся, ее не спутаешь ни с какой другой. Наиболее яркий, бросающийся в глаза элемент – центральная часть протектора, сформированная выступами в виде буквы Z. Конкуренты, видимо, из зависти, уже успели обвинить Pirelli в пижонстве; лично я с этим не согласен категорически.

Даже мысли не допускаю, что, рассчитывая шину на скорость 240 км/ч, конструкторы решились бы ввести в протектор декоративный, нефункциональный элемент. Не тот случай.

Scorpion S/T. Шина почти «всеобщая», подходит большинству внедорожников и легких грузовиков, выпускаемых в Европе и Японии (особо рекомендуется Land Rover Discovery и Nissan – Terrano и Patrol; на них она обкатывалась при разработке), – может быть, поэтому ей и присвоили модельный индекс S/T, что означает Sport Truck; намек на универсальность. Это, кстати, та самая резина, которой тюнинговали упомянутый выше Range Rover, – там использовали размер 255/55R18.

Самая массовая шина семейства – 21 типоразмер (для одной модели это очень много), скоростные категории S (до 180 км/ч), T (до 190 км/ч) и H (до 210 км/ч), монтажные диаметры 15, 16, 17 и 18 дюймов, серии от 80 до 55.

Ходовые возможности довольно широкие. Ярко выражены «снег» и «асфальт» – звучит парадоксально, но конструкторы утверждают, что им удалось совместить несовместимое, посмотрим, время покажет. Очень неплохо, это я сам прочувствовал, ходит по грязи и щебню (пусть вас не удивляет такая номинация – немцы еще давным-давно начали обозначать словом schotter, что переводится как «щебень», обычные грунтовые дороги, которые на Западе, как правило, посыпают каменной крошкой, и термин хорошо прижился). Чуть хуже ведет себя на скальном бездорожье; это понятно – ярко выраженный «снег» предполагает мягкую резину, на скалах недолговечную. Слабо приспособлена, пожалуй, только к глубокому песку. Вообще по набору возможностей Scorpion S/T, думаю, близка широко распространенной в России шине Goodyear Wrangler в исполнении HP, если, конечно, не принимать во внимание особую «снежность» итальянской модели.

Scorpion A/S. Итальянцы называют эту шину «американкой» – она разрабатывалась в расчете на американские внедорожники и легкие грузовики; считают, что по стилистике дизайна A/S наиболее удачно подходит именно им.

Впрочем, не только по стилистике. Набор ходовых качеств у нее тоже типично «американский». A/S расшифровывается как All Season (всесезонная) – это значит, что шина может «всего понемногу», узкоспециальных функций на нее не возлагается, все возможности средненькие. «Снег», «щебень», «песок» и «скалы» выражены примерно одинаково, «асфальт» – чуть получше, «грязь» – слабенько; а в общем и целом получается вполне нормальная, для всех привычная всесезонка, шина на каждый день и на круглый год – то, что нужно для относительно благополучной североамериканской on/off road, где on преобладает над off.

Скоростные категории – Q (до 160 км/ч) и S (до 180 км/ч). Серии – 70, 75 и 85. Кроме того, есть несколько вариантов со специальными «внедорожными» сериями, не кратными 5. Монтажные диаметры колес – 15 и 16 дюймов.

«Американку» итальянцы сватают в первую очередь таким автомобилям, как Chevrolet Blazer, Ford Bronco, Jeep Grand Cherokee, и японским внедорожникам американского типа Isuzu Trooper и Toyota Land Cruiser. Но понятно, что область применения шины этими машинами не ограничивается. Рекомендация – не догма.

Scorpion A/T. Серьезная внедорожная шина. Тоже многоцелевая, универсальная, как и A/S, но если у той «всего понемногу», то у A/T – «всего помногу»; этим она, наверное, ближе к S/T, правда, не имеет столь высоких скоростных категорий и диапазон размеров у нее более узкий. Все внедорожные качества выражены очень мощно, за исключением, пожалуй, только «песка» (он тоже неплох, но чуть похуже, чем остальные). A/T означает All Terrain (вездеходная), и это название, как я убедился, себя оправдывает.

Самая «грязная» шина во всем семействе. Итальянцы утверждают, что на испытаниях надежно ходила даже по сильно заиленным бродам африканских рек (я не проверял). Рассчитана на 15- и 16-дюймовые колеса. Скоростные категории – Q (до 160 км/ч) и S (до 180 км/ч). Серии – 70, 75 и 80 (четыре модификации имеют нестандартный профиль).

И наконец, Scorpion Dakar. Эта шина довольно странно смотрится в благородном семействе, слишком уж она «отдельна» (может быть, поэтому ее в Барселоне не показывали). Если Zero воспринимается как смокинг, другие тоже более или менее «прилично одеты», то Dakar навевает совершенно полярные ассоциации: замасленная ковбойка, драный гоночный комбез, обожженная солнцем небритая физиономия под противопыльной маской, +50 в тени, а тень еще черта с два где найдешь, и т. п. Тем не менее бедной родственницей ее не назовешь, скорее, наоборот – из всех «Скорпионов» она лучше всего отвечает понятию «внедорожная шина».

Уже по названию ясно, для чего и для кого она разработана. И что она может. На глубоком песке, на острых камнях, на мелкой щебенке – почти все. На снегу и на грязи – почти ничего. И по асфальту – можно, конечно, но не нужно.

Dakar – узкоспециальная шина, в которую, как планируют итальянцы, будут обуваться только автомобили, предназначенные для марафонов «Париж-Дакар» и других столь же горячих, сухих, песчано-каменистых маршрутов. Основная масса этих шин выпускается в двух гоночных размерах – 7,50R16 и 7,00R16 скоростной категории N (до 140 км/ч), и лишь одна модификация идет на рынок как «коммерческая», т. е. для всех желающих, – 7,50R16 скоростной категории PR (150-170 км/ч).

В этом году гонщики обкатали шину в Африке на Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero, Toyota 4-Runner и SsangYong Musso. Отзывы весьма положительные.

Вот такая веселая семейка скорпионов. Фамилия одна, а какие все разные..