SHARE

Январь. Середина лета. Плюс тридцать два. Солнце почти в зените. На столе свежайшие фрукты. Вы думаете, у меня не все в порядке с головой? Как бы не так! Дело в том, что я – в Южном полушарии. Точнее – в Чили. И самое главное – я на ралли Дакар! На первом южноамериканском Дакаре в истории.

Если однажды вам надоест слякотная и грязная московская зима, позарез захочется диаметрально все изменить и оказаться в экзотическом лете, готовьтесь к трансконтинентальному перелету – слетайте на южноамериканский Дакар. Чили – одна из самых удаленных от России стран, поэтому неудивительно, что дорога занимает больше суток. Четыре часа до Цюриха, 12 часов до Сан-Пауло, еще четыре часа до Сантьяго плюс время на пересадки, стыковки, дозаправки и прочее «веселье» в аэропортах.Стоило ли оно того? Я говорю однозначное «да». Я бы согласился на это, даже если б мне всего лишь одним глазком дали взглянуть на Дакар не по телевизору, как я привык его видеть все эти годы, а в реальности. А у меня, к счастью, было несколько дней, чтобы увидеть это грандиозное действо, проникнуться его атмосферой и постараться понять, кто эти стойкие, несгибаемые люди, выходящие на старт изнурительнейшего ралли-марафона, чтобы поиграть в абсолютно бескомпромиссные игры с дикой, порой безжалостной природой, с капризной техникой и со своей психикой, которая далеко не всегда выдерживает колоссальное напряжение гонки.С тех самых пор, как появилась информация, что ралли Дакар-2009 пройдет вовсе не на африканском континенте, а в Южной Америке, стали появляться заявления: дескать, Дакар не в Африке – это совсем уже не Дакар. Не верьте! И подтверждение этому, во-первых, – Дакар-2009 состоялся, во-вторых, оказался непредсказуемым и захватывающим и, в-третьих, по своей сложности не то что не уступил предыдущим африканским этапам, но порой оказывался более трудным и тяжелым как для техники, так и для людей.В этом году ралли было закольцовано – старт первого этапа и финиш последнего прошли в Буэнос-Айресе. Сейчас, после того как Дакар закончился, можно сказать, что, скорее всего, организаторы из ASO (Amaury Sports Organisation) задумали этот марафон таким образом: относительно легкий старт (первые четыре аргентинских этапа), сложная середина (с пятого по двенадцатый этап происходило самое интересное – Анды и коварные пески Атакамы) и пара финишных этапов в Аргентине (довольно длинных, но без особых препятствий и премудростей в навигации).Говоря о легком старте, я, конечно, преувеличил. Легких этапов на Дакаре не бывает. Тем более что в этом году отсутствовал пролог, участники сразу бросились в бой. Проблема, с которой столкнулись все гонщики, – пыль. Впередиидущая машина (или мотоцикл) оставляли за собой грандиозный шлейф, видимость была крайне ограничена. Многие потом говорили, что ориентировались исключительно по плотности пыльной завесы – стало больше пыли, значит, близко другой автомобиль. Часто приходилось тормозить почти до полной остановки, обгоны были крайне затруднены. Легко было в этой пелене и пропустить нужный поворот. Но большинству марафонцев справиться с этим удалось – бывали и в Африке пыльные этапы.Но вот чего в Африке не было, так это феш-феш. Так южноамериканцы называют некую субстанцию, похожую на очень мелкий и вязкий песок. Сколько машин завязло в таких песчано-пыльных ловушках – не счесть! Некоторым из них так и пришлось ночевать в песках.Переломным в гонке оказался пятый этап. И не только для гонщиков, многие из которых потратили огромное время, чтобы выбраться из феш-феша, и финишировали глубокой ночью (как, например, наш экипаж Александра Мироненко и Сергея Лебедева под номером 370), а также, пожалуй, и для организаторов. Следует сказать, что чехарда с результатами, со списками стартующих началась еще на четвертом отрезке дистанции, когда на старт вышли экипажи, которые по протоколу не финишировали в прошлый день. ASO с этого момента начали активно перекраивать последующие этапы. С этих пор почти ни один этап не обходился без сокращений, переносов времени старта и снятия нескольких контрольных точек. Причиной объявлялось все что угодно – от непроходимости некоторых участков до археологических раскопок.Возникало ощущение, что организаторы не удосужились изучить трасу. Конечно, тут можно вспомнить поговорку про первый блин, но гонщикам от этого не легче! Многие на этом длинном этапе (506 км) долго откапывались в песках, потом все месили грязь и снег (да-да, было и такое) в горах, а в итоге результаты этого этапа аннулировали, и на старт шестого (сокращенного почти в два раза) вышли те же самые 385 экипажей (115 – уже на этот момент не принимали участия в гонке, сошли). Все это делало настроение в лагере неспокойным и создавало массу трудностей для соревнующихся. Шестой и седьмой этапы, проходившие в Андах, оказались фатальными для многих лидеров. Преждевременно, из-за дисквалификации, обусловленной пропуском одной из контрольных точек, закончил гонку Насер Аль-Аттиях – лидер заводской команды BMW X-Raid. На этом же (шестом) этапе возникли проблемы у его товарищей по команде, наших соотечественников Леонида Новицкого и Олега Тюпенкина. Они застряли в болоте вместе с Люком Альфаном на Mitsubishi. Но если наши в итоге продолжили гонку, то Альфан, шедший в лидерах, вынужден был сойти – у его штурмана Жиля Пикара случился сердечный приступ. Не хватило у человека здоровья, даже несмотря на подготовку!
Из стана грузовиков пришли радостные новости. Наши КамАЗы вышли на первые два места (Кабиров, Чагин), оставив главного соперника – голландца де Роя – позади.
Седьмой этап снова сократили почти вдвое, а для грузовиков отменили вовсе. Причина, по версии ASO, – сильные проливные дожди, непроходимая трасса. Сгорел мотор еще у одного гонщика Mitsubishi, занимавшего высокие места, непревзойденного девятикратного победителя Дакара – Стефана Петранселя (интервью с ним читайте в этом номере на стр. ХХХ).К моменту, когда караван гонки приехал на день отдыха в чилийский Вальпараисо, недосчитались уже очень многих. В верхней части зачетной таблицы – полная гегемония команды Volkswagen. Ее пилоты – Карлос Сайнц, Жинель де Вильерс и Марк Миллер – шли на первых трех местах. BMW X-Raid выступала в роли догоняющей, ближе всех к лидерам был Орландо Терранова (№ 315) – восьмое место в общем зачете. Разбавили первую восьмерку настырный Робби Гордон на Hummer (пятая позиция) и пара Nissan. Присутствие на четвертой строчке пилота Mitsubishi Нани Ромы не особо радовало японскую команду – это был их последний автомобиль, оставшийся в гонке. В мотоциклах первым шел уже тогда будущий победитель, испанец Эрик Кома на КТМ. Его преследовал француз Давид Фретинье на Yamaha.День отдыха, проведенный в Вальпараисо, был необходим. И место было выбрано неслучайно. Вальпараисо – второй по величине город Чили, город-курорт на многочисленных холмах в предгорье Анд со специфическим латиноамериканским колоритом, великолепными видами и пляжами на побережье Тихого океана. Райский уголок! Сказать, что участники были сильно измотаны, значит не сказать ничего. А ведь дальше предстояло самое сложное и самое коварное испытание – три этапа в пустыне Атакама. Но перед этим предстояло преодолеть еще и восьмой СУ, который снова был значительно сокращен, оказался очень быстрым и пилотажным, похожим на этап классического ралли. Подавляющее большинство из оставшихся 336 экипажей получило еще перед стартом огромную пенализацию (200 часов для внедорожников и 100 часов для грузовиков) за провинности прошлых этапов. Всего около 30 автомобилей не были оштрафованы! Таким образом, ASO в очередной раз внесла свои непонятные, негативные коррективы в ход гонки, фактически заведомо выключив из борьбы большинство участников, особенно выступавших за частные команды.На девятом этапе Ла-Серена – Копьяпо мне удалось побывать на самом последнем СР, то есть, по сути, на самом финише – до бивуака оставался лишь коротенький, километров десять, лиазон. Я наблюдал за лицами гонщиков, преодолевших очень протяженный (правда, снова урезанный) и сложный этап (горные дороги на старте сменились позже участком со сложной навигацией и песками ближе к финишу). На лицах всех — усталость. Ни с чем не сравнимая, накопившаяся за эти дни, всепоглощающая усталость. Как и на любом другом Дакаре, на этом особо достается мотоциклистам.Изнурительная гонка в полном одиночестве, без помощи и доброго слова штурмана, почти все время стоя на подножках – тяжелейшее испытание. В глазах некоторых райдеров можно было прочесть желание упасть прямо здесь, в пыли и песке, и заснусть. Пилотам внедорожников доставалось, конечно, меньше, но тоже немало. Температура в кокпите доходила порой до 60оС никаких кондиционеров в гоночной машине, естественно, не предусмотрено! Даже Карлос Сайнц, финишировавший на этом этапе первым, обычно собранный и сосредоточенный (матадор!), выглядел совершенно измотанным.Усердно атаковал наш Леонид Новицкий (интервью с ним читайте в следующем номере журнала). Результат – 6-е место дня и 14-е в абсолюте, несмотря на прокол колеса и потерянное где-то по дороге правое переднее крыло. Леонид практически вернул себе время, потраченное на шестом этапе на вызволение из болота своей машины и машины Альфана, а также на вызов вертолета для штурмана Жиля Рикара. Наши ребята, как всегда, и на этом Дакаре отличились взаимовыручкой. КамАЗ снова в этот день был первым (Чагин) и сохранили лидерство в общем зачете. Кабиров некоторое время оказывал помощь на трассе чешским коллегам из команды Tatra. Их экипаж под номером 512 (Томечек–Моравек–Смолка) жестоко перевернулся на одной из дюн. Камазовцы помогли поднять грузовик и освободить перекошенную кабину, но гонку чехи продолжить уже не смогли.С этим инцидентом связана история, не рассказать о которой нельзя. Ни для кого не секрет, что КамАЗ на Дакаре не любят ни организаторы, ни гонщики. Никто не хочет, чтобы команда из Татарии продолжала выигрывать. Самым показательным в этом плане стал ужасный переворот Владимира Чагина на прошлом ралли (2007), когда тот же самый Томечек попросту проехал мимо, как и все остальные грузовики, в том числе наш главный соперник в этом году – де Рой на GINAF. По меньшей мере странно повел себя голландец и сейчас, потребовав отменить результаты этапа для грузовиков из-за того, что, дескать, он потерял много времени, помогая Томечеку, хотя на самом деле потерял он его в результате навигационных ошибок, а с места аварии (где уже, кстати, находился Кабиров с экипажем) уехал самым первым. Неприятный осадочек после этого остается. Где же fair play, ребята?После финиша этапа (имею в виду лидеров, потому как многие опять заканчивали затемно) я переместился в бивуак Дакара. Размеры этого лагеря поражают. Прямо посреди пустыни расположился огромный передвижной город с палатками, техничками, столовой, пресс-центром и черт еще знает чем. Жизнь кипит. Особенно после того как экипажи возвращаются с очередного этапа. Наступает время механиков. Автомобили продувают сжатым воздухом, проводят тщательнейшую дефектовку всех узлов и агрегатов, по возможности меняют все подозрительные детали, вносят изменения в настройки, подбирают шины. Трудятся усердно и кропотливо.Поговорив с механиками некоторых мелких команд, я с удивлением узнал, что многие их них – волонтеры. Живут в скромных палатках, работают часто всю ночь напролет, а порой и спят в этой пыли. Все – на голом энтузиазме! Это и есть Дакар. Полная самоотдача. Справедливости ради стоит сказать, что экипажи ведущих команд, конечно же, ночуют в гостиницах, и это вполне заслуженная привилегия. А их механики, естественно, вкалывают не бесплатно. Бюджеты некоторых заводских коллективов составляют десятки миллионов евро. Конечно, сюда входят инжиниринг, тесты, затраты на транспортировку, огромные команды сопровождения.
На ежедневном вечернем брифинге организаторы снава объявляют о скоращении дистанции. На этот раз на 200 км – звено маршрута они сочли непроходимым из-за высоченных, очень сыпуче-зыбучих дюн. Оставшуюся часть этапа тоже пересмотрели. Снова работа для штурманов – вносить изменения в легенду. Ничего не упустить, ничего не забыть – ошибка может оказаться фатальной.
Эту ночь я тоже провел в Атакаме. Правда, наша палатка была более комфортабельна, нежели смешные тенты героических механиков. Но теплее от этого не стало. Ночью в пустыне – «мороз», 8–9оС. Проснувшись в шесть утра, для того чтобы поспеть к старту десятого этапа, назначенному на семь часов, я обнаружил потрясающе красивую и, как мне потом сказали, уникальную для этого времени года вещь. Пустыня была затянута плотным тяжелым туманом. Передать словами это грандиозное зрелище трудно. Видны только верхушки каменистых склонов, песчаных дюн и отсветы только начинающего вставать светила. Ветер бросает клочья тумана то туда, то сюда. В двадцати метрах ничего не видно. Но вот встает солнце, земля прогревается, и «молоко» начинает отступать. К девяти часам туман рассеивается полностью, а я иду смотреть гонку – старт из-за этого природного явления перенесли как раз на два часа.Температура поднялась до 18 градусов. Передо мной абсолютно прямой участок. Прямой-то прямой, но под колесами покрытие далеко не идеальное – укатанный песок, дорога в привычном понимании этого слова отсутствует. Есть и небольшие трамплины, и кочки. Первыми, как всегда, идут мотоциклисты. Как всегда стоя, пытаясь увидеть хотя бы на десяток метров дальше в этой страшной пыли. Да и байк так контролировать легче. Мотоцикл на таком грунте с песком очень нестабилен. Заднее колесо постоянно проскальзывает. Сколько же нервов и сил нужно, чтобы терпеть это на протяжении полутысячи километров? Терпеть и продолжать гнать во весь опор со скоростью за 150 км/ч по фактическому бездорожью.Уже по мотоциклам замечаю, насколько быстрее идут лидеры. Все последующие гораздо медленнее. Они отстают, иногда едут парами, пытаются обгонять в этих условиях.
Сильный ветер дует сразу во всех направлениях: то в спину, то в лицо, то сбоку, пытается разогнать дымовую завесу. Но пылевое облако не уходит, оно висит над трассой.
К одиннадцати утра – уже 26оС. Через час будет 32. Жара. Влажность – 0%. Подгореть при такой погоде – проще простого. В ход идет сначала крем от загара, а позже и рубашка с длинными рукавами. Как там чувствуют себя гонщики в скорлупе своих автомобилей?Внедорожники проносятся мимо меня на огромной скорости, обдавая жаром и пылью. Мое тело покрыто потом и образовавшейся коркой из мельчайшего песка. Я кое-как укрываюсь полями шляпы, прячу объектив камеры под мышку. Но я счастлив. Мне нравится стоять в этой пыли и щелкать затвором. Я на Дакаре…
Около часа дня, когда солнце уже жарит невыносимо, пошли грузовики. Вот это кайф! Громадные, иногда десятитонные махины валят по пустыне аки по автобану. С грохотом, с «отрыжками» многолитровых дизелей, иногда с приветственным «фа-фа» для публики. Первыми идут два КамАЗа (Чагин, Кабиров), за ними – де Рой. А после первой семерки-восьмерки – опять пауза, конкуренты послабее. Даже их скорость на прямике, и та заметно меньше, чем у лидеров.Но относительно несложное начало вскоре сменилось настоящими дюнами высотой с многоэтажный дом, с обрывистыми краями. Для грузовиков пару последних СР опять сняли. Остальные шли до конца. Преодолеть огромный песчаный склон – настоящая проблема. Разогнаться, для того чтобы набрать достаточную для штурма скорость, непросто, да порой и негде. Приходится спускаться обратно, делать разгонную петлю и пробовать по новой. На самом гребне нужно погасить избыточную скорость, чтобы не перевернуться. Но в то же время остановиться на верхушке – значит обречь себя на долгое откапывание и потерять время. Мало кто не дружил с лопатой и траками в Атакаме. Но не все смогли справиться с этими страшными песками.Так, не добрался до финиша десятого этапа один из лидеров, аргентинец Терранова на BMW. Перевернулся на обрывистой верхушке дюны. Он был не одинок в своем несчастье. В тот день классифицировалось всего 29 экипажей. К сожалению, среди них не оказалось перевернувшегося экипажа Мироненко/Лебедев на Mitsubishi Pajero, где штурман серьезно повредил руку. Но зато были Новицкий, закончивший этот этап восьмым, передвинувшись на 12-е место в абсолюте, и Алексей Беркут (Mitsubishi) с 11-м результатом дня. Остальные прямо с трассы отправились на лиазон. Грузовики финишировали на СР5 вместо СР7. Утешало, что два наших КамАЗа были на первых местах. А на четвертом уже подпирала де Роя боевая техничка Мардеева. Забегая вперед, можно сказать, что в таком порядке этот квартет и финишировал, подтвердив еще один раз всю обоснованность амбиций российской команды «КАМАЗ-Мастер». Под вечер, наблюдая фантастический закат в пустыне, я с удовольствием отметил бокалом шампанского успех наших ребят на этом непростом этапе.После фактического провала 10-го этапа организаторы, видимо, чтобы как-то привести себя в чувство, решили взять паузу и… отменить 11-й этап. Тот, что обещал быть самым интересным и самым «пустынным». Формально – из-за тумана. Но я как очевидец могу вам сказать, что тумана в тот день не наблюдалось. А вот пески обещали быть еще сложнее. Может, в этом и крылась настоящая причина? Не рассчитали? Не предусмотрели? Как бы то ни было, спортсмены получили еще один выходной.Таким образом, осталось всего три этапа, которые постепенно уводили участников от Анд на юго-восток через Кордобу к Буэнос-Айресу. По сложности ни один из них уже не мог сравниться с атакамскими.А вот пейзажи с высокогорными бирюзовыми озерами были изумительны! Группы лидеров уже четко определились. Кому-то показалось, что так оно все и закончится. Но Дакар постоянно думает о своем и вносит коррективы. На 12-м этапе Карлос Сайнц, лидер гонки с отрывом в несколько десятков минут, упал на своем Туареге с четырехметрового обрыва. Машина перевернулась. На помощь пришли – кто бы вы думали? – снова наши! Леонид Новицкий, а он на тот момент тоже был в лидерах, остановился, чтобы поставить Volkswagen на колеса. Но ехать Сайнц дальше не смог – у штурмана была сломана лопатка. Как был раздосадован Матадор! Нокаут! Дакар нокаутировал его! Победа, которая, казалось, была в кармане, утекла сквозь пальцы, словно песок Атакамы! Между прочим, Карлос сетовал на неправильную легенду, где пересохшее русло реки оказалось глубоким оврагом!Проблемы были и у последнего из могикан в заводской команде Mitsubishi – Нани Ромы. В итоге он переместился на 10-е место в общем зачете, где и остался, прибыв через два дня на финиш. А гонку возглавил де Вильерс на Volkswagen. За последние два быстрых равнинных участка он уже победы своей не упустил, принес Volkswagen первый в истории Дакара титул. Безусловно, это огромное достижение немецкой команды. Они доминировали всю гонку и в итоге добились своего. Второе место тоже за ними – Марк Миллер. А вот наскаровец Робби Гордон на своем чудном, но неубиваемом багги Hummer взял бронзу. Леонид Новицкий после схода Сайнца и отката назад Нани Ромы гнал во весь опор. На последнем 14-м этапе показал аж второй результат. В общем зачете BMW с номером 316 стал восьмым, обогнав своего именитого товарища, горнолыжника Герлена Шишери! Это лучшее достижение российских спортсменов (в категории Cars) на Дакаре за все годы!Ну а КамАЗы… Хотя мы и привыкли уже к их победам, легче ребятам от этого не становится. В очередной раз проделан титанический труд, который принес свои плоды. Поэтому браво!Скорее всего, следующий Дакар (если финансовый кризис не имеет других идей на этот счет) тоже состоится в Южной Америке. Оно и понятно – появился опыт, налажены связи. Есть поддержка спонсоров, инвестируют средства государства. Так что противникам южноамериканского Дакара придется смириться и принять его. А лучше съездить самим и посмотреть, послушать, почувствовать. Посмотреть на героев-мотоциклистов, послушать грохот проносящегося грузовика, почувствовать песок Атакамы на зубах и понять, что это самый настоящий Дакар. И нет ничего страшного в том, что Африка несколько лет она будет южноамериканской…К СВЕДЕНИЮ

Пустыня Атакама

Пустыня Атакама, которая образовалась более 20 миллионов лет назад, – самое сухое место на Земле. Влажность летом стремится к показателю 0%. С 1570 до 1971 года в центральной части дождей не было вовсе. В последние годы выпадает до 50 мм осадков, да и то в основном в виде зимних плотных туманов. Атакама располагается в северном Чили, между 22 и 27 градусами южной широты. Причиной отсутствия осадков принято считать холодное Перуанское течение Тихого океана на западе, создающее уникальную температурную инверсию. На севере от Атакамы – граница с Перу. На востоке – Анды и граница с Аргентиной и Боливией. Это самая настоящая пустыня, красивейшие экстраординарные пейзажи которой скорее напоминают о Марсе, чем о нашей родной планете. Атакама многогранна, здесь можно найти и каменистые образования, и пески, и высоченные барханы, и даже редкие оазисы, самый большой из которых – Сан-Педро-де-Атакама – расположен на высоте около 2000 м над уровнем моря, в самом сердце пустыни.Ралли Дакар

Ралли Дакар, изначально известное как Париж – Дакар, самый давний, самый известный, самый трудный ралли-марафон в истории автоспорта. Первый Дакар прошел ровно 30 лет назад в 1979 году. Нетрудно догадаться, что стартовал он в Париже, а финишировал в Дакаре, столице Сенегала. Отцом-основателем стал французский гонщик Тьери Сабин. Драматичная легенда гласит, что в 1977 году он заплутал в ливийской пустыне во время ралли Абиджан – Ницца. Выбравшись, Сабин решил, что именно здесь неплохо было бы провести ралли-марафон, где любой гонщик сможет проверить свои силы и возможности техники. К сожалению, жизнь Тьери оборвалась еще более драматично и трагично. Во вторник, 14 января 1986 года, в Мали, во время внезапной песчаной бури вертолет, в котором кроме него находились еще несколько человек, потерпел аварию, не выжил никто. Но дело его живет и по сей день. Сегодняшний директор гонки Этьенн Лавинь даже исполнил мечту Сабина о расширении географии Дакара, устроив ралли в Южной Америке. Правда, произошло это скорее вынужденно, из-за неспокойной политической обстановки в ряде стран Африки. Будет очень жаль, если экономический кризис станет причиной отмены Дакара-2010.