SHARE

В августе в Москве прошел очередной международный автосалон. По количеству выставленных автомобилей – победнее, чем в прошлые годы. Серьезных новинок от иностранных автопроизводителей не наблюдалось. Конечно, нельзя сказать, что мировые премьеры – дело для Москвы обычное, но раньше нет-нет, но что-то все же показывали. В этом году – увы. Видимо, сказываются последствия кризиса. Но нет худа без добра – на фоне относительно скромно выступивших иностранцев весьма достойно выглядели отечественные производители.

Часть первая, иностранная

Автосалон – не просто выставка автомобилей. Это заявка на рынок, своего рода демонстрация намерений. Судя по тому, что показывали зарубежные производители, намерения у них в отношении России достаточно… осторожные.

Корпорация General Motors, например, в этом году от участия вообще отказалась. «Нет смысла – эффект присутствия на салоне с точки зрения увеличения объема продаж минимален, а стоимость квадратного метра площади для иностранных участников выше, чем в Женеве, Франкфурте или даже Токио», – сказал один из представителей корпорации.

General Motors в этом отношении не была в одиночестве – на салоне отсутствовали, например, Chrysler, Citroen, Daihatsu, Hyundai, Mazda, SEAT, Subaru. Да и не только они. Отказов было бы больше, но многие участники свои взносы сделали еще в прошлом году…

Отдуваться пришлось дилерам. На стенде корпорации «Гема», например, – вся гамма автомобилей SAAB, включая последнюю на тот момент новинку: 9-3 Viggen («Мотор» #3, 1999 г.). Кстати, эта же корпорация, один из официальных российских дилеров SAAB, три недели спустя представила в Москве и последнюю шведскую модель – Saab 9-5 Aero. Показ состоялся день в день с презентацией автомобиля на автосалоне во Франкфурте.

Необычно сильно выступила Ford Motor Co. Ее пресс-конференция, последовавшая за традиционным «завтраком для прессы», была самой первой в графике и самой представительной. За спинами руководителей Ford красовался плакат с эмблемами всех семи ныне принадлежащих американцам компаний. Представители Volvo и Mazda скромно жались у стеночки и самостоятельного слова не имели. Понятно, кто хозяин в доме.

Дела у Ford в России идут неплохо. Конечно, объем продаж упал как минимум вдвое (в этом году рассчитывают продать 1500 автомобилей Ford, 500 – Volvo, 100 – Jaguar и 400 – Mazda), однако за период с начала кризиса компания не только не потеряла ни одного дилера, но и увеличила их количество.

На стенде – весь модельный ряд, предлагаемый в России («белорусский» Escort с 1,6 л инжекторным двигателем, маленький Ka, купе Cougar ($29.900, в США продается под маркой Mercury), седан Mondeo, мини-вэн Galaxy ($29.900), коммерческий Transit, внедорожник Expedition. Плюс раллийный Focus WRC (не продается), плюс Focus «обычный» (седан, хэтчбэк и универсал с двигателями мощностью 100 и 115 л.с.), официальные продажи которого уже начались (от $17.750).

Кроме того, подписаны соглашения о создании АО «Форд-Всеволжск» в Ленинградской области, которое будет собирать автомобили Focus. Если все пойдет по плану, производство начнется в середине следующего года, к середине 2001 г. выпуск достигнет 25.000 машин в год, а впоследствии увеличится до 100.000. Стоить «всеволжский» Focus должен около $15.000.

Концерн Volkswagen по традиции занял целый павильон, выставив там весь свой модельный ряд. Российской публике был официально представлен последний вариант «народного автомобиля» – новый «Жук». О степени «народности» говорит цена машины, за которую в Москве можно легко купить хорошую однокомнатную квартиру. Презентация опоздала – автомобили появились в Москве уже весной прошлого года. Рассчитывать на большой объем продаж этой модели в России вряд ли стоит, слишком уж она специфична, да и в Европе «Жук» не пользуется той популярностью, что в США. Но публика вокруг машины собиралась.

Новинка для России – универсал Golf Variant. Вот что значит практичный европейский автомобиль – в гамме аж восемь двигателей: три бензиновых (75, 100 и 115 л.с.) и пять дизельных (от 68 до 115 л.с.).

Из относительно новых машин концерна присутствовал седан Bora, сборку которого Volkswagen, возможно, организует в России.

Главное внимание посетителей привлекал, конечно же, ярко-желтый спайдер Volkswagen W12, выступавший в ранге концепта. Разработан он в ателье ItalDesign под руководством Джуджаро. Автомобиль уже не новый, но выглядит по-прежнему потрясающе и отличается высочайшим качеством изготовления. Самое главное, что это не макет, а полноценный автомобиль.

Если бы автосалон состоялся месяцем позже, Volkswagen смог бы приурочить к нему настоящее событие – 21 сентября концерн выпустил свой 100-миллионный автомобиль.

Компания Delphi – один из крупнейших в мире производитель разнообразных автомобильных комплектующих – 28 мая отпраздновала свой «День независимости» от корпорации General Motors. Получив свободу, Delphi чувствует себя еще лучше, чем раньше, и активно разворачивает свою деятельность в России, увеличивая свои поставки на конвейеры отечественных автопроизводителей.

Компания Mitsubishi показала свою самую яркую новинку – дорожную версию раллийного полноприводного седана Lancer Evolution VI (мы писали об этой машине в предыдущем номере журнала). Посетители также могли увидеть универсал повышенной вместимости Space Star, который «засветился» еще в прошлом году и который тоже знаком нашим читателям («Мотор» #9, 1999 г.). Живые иллюстрации к публикациям «Мотора» – Carisma и Galant – также присутствовали на стенде. Единственная модель, с которой мы еще не сталкивались «вживую», – пикап L200 следующего модельного года. Он почти не отличается от прежней версии, но теперь L200 можно будет комплектовать пластиковой будкой с боковыми окнами в едином стиле с автомобилем, что превращает пикап в удлиненный универсал со стеклянной перегородкой между пассажирским и грузовым отсеками.

Компания Toyota привезла европейскую новинку Yaris, результаты тест-драйва которой были представлены в апрельском «Моторе». Тогда для этого пришлось ехать во Францию, а сейчас мы сами принимали гостей, среди которых был и грузопассажирский автомобиль Toyota Yaris Verso, правда, в виде концепт-кара с женевского автосалона. Представление новинки прошло в виде шоу с дымом, манекенщицами и официальными лицами Toyota, что несколько затмило дебют спортивного седана Lexus IS200, который наделал много шуму в Европе и уже предлагается российским покупателям. Наши впечатления о машине – в этом же номере «Мотора».

Компания Nissan отважилась на решительный шаг – мировая премьера обновленного семейства Primera. Странно, ведь российский рынок в сбыте продукции Nissan погоды явно не делает. Возможно, компания просто постеснялась представить машину на более крупных салонах как новинку, хотя – судя по отзывам западной прессы – это действительно новый автомобиль. Как бы то ни было, дебют состоялся в России – тихо и спокойно. Была представлена вся гамма кузовов автомобиля – седан, 5-дверный хэтчбэк и универсал. Двигателей четыре, самый мощный – 2 л 140-сильный, по 4 клапана на цилиндр. Помимо механической 5-ступенчатой коробки предлагаются два «автомата», но не обычные, а бесступенчатые – CVT.

С ценами неясно (по причине большого количества официальных дилеров Nissan в России были приведены лишь ориентировочные цифры), похоже, они будут несколько выше прежних. Автомобиль вскоре поступит в продажу, и мы надеемся познакомиться с обновленной Primera подробнее.

На стенде Renault почетное место занимал концепт Avantime, привлекавший внимание в первую очередь необычным обликом. Однако за футуристическими формами кузова скрывается совершенно реальный люксовый автомобиль класса GT с 250-сильным мотором, который вскоре может пойти в серию.

Премьера Avantime состоялась еще весной в Женеве («Мотор» #4, 1999 г.), в Москве же он «оттенял» впервые показанную публике версию Megane Scenic RX4 («впервые» – небольшая натяжка, за две недели до московского автосалона машину выставляли на автосалоне «4х4» во Франции). Модификация RX4 получила постоянный полный привод с межосевой вязкостной муфтой, несколько увеличились размеры (в ширину – за счет новых крыльев, в высоту – за счет большеразмерных колес 215/65R16), задняя дверь стала открываться не вверх, а в сторону и получила нагрузку в виде запаски. Самый мощный двигатель – 2 л бензиновый (140 л.с.). Внешность машины утратила былое добродушие, появившийся налет агрессивности более соответствует новым возможностям Scenic.

Новинка компании Honda – родстер S2000 («Мотор» #1-2, 1999 г.). Официально пока не продается – еще не прошел омологацию. Двухместный кузов повышенной жесткости (за счет «несущего» тоннеля карданного вала), независимая подвеска всех колес на двойных поперечных рычагах (никаких тебе стоек MacPherson), задний привод, уникальный 2 л атмосферный двигатель, «литровая мощность» которого (120 л.с.) выше, чем даже у 12-цилиндровых двигателей Ferrari – в общем, настоящий спортивный снаряд, способный составить конкуренцию и BMW Z3, и Porsche Boxster, особенно с учетом более низкой цены. Жаль, выпуск ограничен.

Концерн DaimlerChrysler AG сделал упор на «немецкую» часть своей продукции – автомобили Mercedes, причем самые престижные и дорогие. Российская специфика! Привезли (по нарастающей) обновленный полноприводный Mercedes E320 4Matic, новое для России купе CL500 (дебютировало весной этого года), новый S-класс в исполнении AMG (S55) с 360-сильным мотором, юбилейное издание внедорожника Mercedes G500 – Classic. Не забыли и болид Formula 1…

Уверенно чувствует себя на нашем рынке Audi. В свое время весьма удачно «зацепившись» за правительственные автопарки, компания не собирается сдавать завоеванные позиции. Из представленных моделей выделялось купе Audi TT, впрочем, уже нами испытанное («Мотор» #5-6, 1999 г.).

Пожалуй, один из самых интересных экспонатов салона – неординарный внедорожник Isuzu VehiCross – почему-то засунули в самый дальний угол павильона, до которого не каждый посетитель доберется. Попытаемся исправить недоработку организаторов – с результатами тест-драйва машины можно ознакомиться в этом же номере «Мотора»…

Группа Teneco Automotive в лице компании Monroe провела презентацию амортизатора с длинным названием – Sensa-Trac Safe-Tech System. По существу, это хорошо известный адаптивный амортизатор Sensa-Trac, который подвергли модернизации – изменили форму и размеры проточки в штоке (она определяет зоны и величину демпфирования), применили иную конструкцию клапанов, а также использовали новое масло, которое значительно расширяет вниз диапазон рабочих температур амортизаторов – теперь даже суровой зимой в начале поездки они не будут «дубовыми». Примечательно, что, по заявлению представителей Monroe, стоить амортизаторы нового поколения будет не больше, чем обычные Sensa-Trac, которые с производства снимаются.

Показалось, что по сравнению с прошлым годом заметно выросла «выставочная активность» как производителей, так и продавцов комплектующих, запчастей и разнообразных аксессуаров. Резина, инструмент, аккумуляторы, всяческая автомобильная химия – от всех ведущих мировых производителей. Полуодетых девушек-моделей во «второстепенных» павильонах – чуть ли не больше, чем в «главных», автомобильных. Впрочем, так и должно быть – здесь реальная живая конкуренция. И многие посетители, просто глазевшие на выставленные автомобили, активно «шуршали» по стендам, заводя разговоры (профессиональные и не очень) и активно собирая прайс-листы.

Часть вторая, отечественная

Символом IV Московского международного автосалона я бы выбрал фонтан Дружбы народов. Патриотическую направленность выставке придавало изобилие экспонатов от отечественного автопрома – на фоне вяло выступивших зарубежных производителей. Пусть не умением, так числом – реванш мы взяли. Тем мы сильны, на том мы стоим. Чем их меньше, тем нас больше.

Значительно сократилось число клоунов, длинноногих манекенщиц и разной другой мишуры, не несущей абсолютно никакой смысловой нагрузки, правда, это совсем не повлияло на плотность человекопотока (по сравнению с прошлым годом). Воспитанное на принципе «дают – бери» население сметало начисто все, до чего можно было дотянуться. Один, с виду солидный, дяденька, когда я спросил, зачем ему полпачки визиток, взятых не глядя с витрины одной из фирм, страшно обиделся и швырнул их обратно.

Странно, но уже в самый первый и малочисленный день – день прессы – у многих участников закончились пресс-релизы.

Отойдя от прошлогоднего инфаркта, наша промышленность успешно разродилась новыми образцами автобусов, троллейбусов, грузовиков, внедорожников и легковушек, сделав еще один уверенный шаг назад по пути развития мирового автомобилестроения, что замечательно познается в сравнении. На самом деле и у нас есть неплохие автомобили, но почему-то совсем не массовые. Серийные же хороши только из-за той стороны занавеса.

Впечатляющую машину выкатил после полутора лет работы Эдуард Ройтман из EL Motors. Ярко-оранжевый, стилистически напоминающий «горбатый» ЗАЗ-965, небольшой двухместный автомобильчик содержит незаурядную начинку из двух моторов Yamaha YZF R1 мощностью по 150 л.с. (10.000 об./мин.) каждый. Кузов – стальной монокок, закрытый стеклопластиковыми панелями. Предполагаемая область применения – автогонки.

Мастерская «Обухов Инжиниринг» представила публике свою новую разработку – спорткупе «OWOD», созданное на базе Volvo C70 и адаптированное к российским дорогам. Насчет дизайна можно поспорить, зато «начинка» вобрала все самое лучшее – турбированный двигатель B5234 объемом 2,3 л и мощностью 350 л.с.; КПП – механическая или автоматическая, на выбор; полноприводная ходовая часть от Volvo V70 AWD XC; колеса 235/60R16; спортивные тормоза. Кроме этого имеются прожекторы, бьющие на 500 м; электролебедка в заднем бампере; видеомонитор, совмещенный с TV, системой навигации и камерой заднего вида.

Дизайн четырехместного кожано-деревянного салона – по вкусу заказчика. Стоит такая игрушка «какие-то» $147 тыс. Владелец получает пожизненную гарантию и выполненный из золота ключ со своим именем и порядковым номером авто. Выставочный экземпляр со стеклянной крышей «ушел» сразу после окончания выставки.

Монстр отечественного автопрома АО «АвтоВАЗ» со своими дочерними предприятиями – «БРОНТО», АО «ВАЗинтерСервис», ООО «Моторика» и др. – продемонстрировал свои явные и потенциальные возможности в виде своих широко известных моделей, доработанных и переоснащенных механически и стилистически, а также нескольких «концептов».

Можно было бы выделить полноприводный 7-местный мини-вэн ВАЗ-2120 – прошлогоднюю премьеру, однако даже дилеры говорят, что машина отстает на несколько лет по механике и оставляет впечатление сырой и сляпанной наспех.

ВАЗ-21106 – потомок нашумевшей в 1996 г. «Желтой акулы». В основе автомобиля класса GT лежит обычная «десятка», внешне облагороженная новой «обвеской» и колесами увеличенного диаметра, а внутренне – 2 л 16-клапанным мотором Opel C20 XE мощностью 150 л.с.

Целое семейство «Нив». Узнаваемые потомки старого знакомого ВАЗ-2121 мутировали в разнообразные пикапы, фургоны, грузовички и бронеавтомобили. Один из внедорожников (ВАЗ-1922 «Марш») водрузили на раму УАЗ-469 и широченные баллоны сверхнизкого давления и пустили плавать в бассейн. Любой желающий мог его побултыхать в воде и покрутить колеса-поплавки.Другую машину раздели до прозрачности и обварили дугами – «а-ля багги». Получился ВАЗ-212183 «Ландоле». Полноприводное рамное шасси зачем-то подвели и под недавно появившийся переднеприводный универсал, создав очередной «Тарзан» – «Лада 210934». Но все это – забавы юных техников по сравнению с почти новой (прошлогодняя премьера) «Нивой-2123» и ее грузопассажирскими модификациями – ВАЗ-2323 и ВАЗ-2723. Биодизайн, мода на который во всем остальном мире уже прошла, выгодно отличает внедорожник от угловатого предка. Часть автомобилей будет оснащаться турбодизелями БТМ-3431 производства «Барнаултрансмаш». Особенности конструкции – электроусилитель руля, безасбестовый диск сцепления, увеличенные ходы подвесок и отодвинутая назад раздаточная коробка, что позволило избавиться от излишнего шума при несоосной ее установке относительно КПП.

Порадовал новый пятидверный хэтчбэк ВАЗ-1119 «Калина». Это первенец нового семейства автомобилей. Немного японский дизайн не вызывает зрительного отторжения. Разнесенные по углам кузова колеса делают салон очень просторным. Компактный кузов и высокая посадка пассажиров намекают на городскую принадлежность машины. Узлы и агрегаты – «восьмые», «девятые» и «десятые», двигатели – любые из применяемых на ВАЗе.

Концепт-электрокар «Рапан». Оплавленно-биологические формы показали всему миру возможности наших художников еще на прошлогоднем Парижском автосалоне. Как ни странно, «это» умеет даже ездить, хотя в серию «морской моллюск» никогда не пойдет.

Стремление тольяттинцев к разнообразию похвально, но надо отметить, что в основном оно достигается простой перестановкой слагаемых, то есть агрегатов и кузовных панелей. Далеко на этом не уедешь. Расстраивает также отсутствие общего стиля, фамильных черт…

Мудро поступило АО «Москвич» – оно не стало выставляться вообще. Выкатив в прошлом году несколько «оригинальных» по дизайну и качеству сборки автомобилей, похожих на самоделки, АЗЛКовцы, видимо, не захотели быть осмеянными еще раз. И деньги сэкономили, и клиентов не отпугнули.

Впечатляющую экспозицию развернули горьковчане (или нижегородцы). Тут и грузовики, и внедорожники, и микроавтобусы, и легковушки. Хотя практически ничего нового в этот раз мы не увидели, ГАЗ оставил ощущение стабильности и уверенности в собственных силах.

Лично мне понравился малюсенький экспериментальный автомобиль ГАЗ-18, коих было собрано всего две штуки. И вот – один нашелся, почти в первозданном виде, живой, с «родным» оппозитным моторчиком в корме. Прямо на выставке его торжественно преподнесли заводскому музею.

Прошлогодняя премьера – ГАЗ-2308 «Атаман». Машина явно создавалась с оглядкой на военных заказчиков. Несколько простецкая высоколобость представителей этого семейства вызвана использованием просторной трехместной кабины от грузовика ГАЗ-3309 в сочетании с «мордой» 3111. Интересно было взглянуть на шасси ГАЗ-2308 с постоянным полным приводом (имеется и более дешевая, заднеприводная модель ГАЗ-2309). Правда, при осмотре «скелета» возникли вопросы. Например, зачем понадобилось ставить спереди пружинную, с реактивными тягами подвеску? Мост-то неразрезной! И почему тогда сзади рессоры? Моторов предлагается пока два, на выбор, – лицензионный 4-цилиндровый турбодизель ГАЗ-560 (Steyr M14) и бензиновый 16-клапанный ГАЗ-4063. В проекте – ГАЗ-409 и V-образная «восьмерка» ГАЗ-31016. Характеристики перечисленных высокооборотистых бензиновых движков вряд ли поспособствуют раскрытию внедорожного потенциала автомобиля. Семейство пополнилось еще одним родственником – мини-вэном ГАЗ-2217 «Соболь Баргузин». Его хромовозубая улыбка и раскосые глазки смотрятся очень неплохо.

Ошарашившая всех год назад качеством отделки и оригинальной внешностью заднеприводная «Волга» ГАЗ-3111 присутствует ныне в качестве предсерийного образца и будет запущена в производство уже в конце текущего года. Старушки ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102 – потомки славного клана «двадцатьчетверок» – еще покоптят небо. Их пока не собираются снимать с производства.

Близкий сосед и родственник ГАЗа – УАЗ – привез перспективный мини-вэн УАЗ-3165, немного смахивающий на «Газель» и имеющий на родине братьев (грузовик и фургон); длиннобазный УАЗ-3162 «Симбир» (растянутый УАЗ-3160) и укороченный УАЗ-3151, получивший индекс 3150 и адресованный «экстремальщикам». У него нет дверей и крыши, зато имеется защитный трубчатый каркас.

В единой связке с горьковчанами и ульяновцами бодро шагали тюнинговые фирмы «Кольчуга», «Диса», «Техносервис» и «Чайка-Сервис», практикующие тюнинг, бронезащиту машин и пересадку сердца русским машинам от зарубежных доноров. Установка, например, бензинового двигателя Toyota обойдется заказчику в $7-10 тыс., дизельного – в $6-7 тыс. Плюс еще $1000 за КПП. Такие гибриды можно было пощупать, послушать и понюхать. А еще «Техносервис», в тысяча первый раз, показал устрашающего вида полноприводную «Волгу» – универсал.

Нечто схожее с УАЗ-3150 и ВАЗ «Ландоле» сотворила фирма «Дракон Мотор» из Санкт-Петербурга. Оснащенная V-образной восьмеркой, объемом 4,3 литра и своеобразным обтекаемым открытым кузовом с защитой из труб, машина предназначена именно для любителей скоростного передвижения вне дорог. «Jump!», или «Прыгай!», – ей имя.

Скромно, но с достоинством экспонировал свою продукцию АО «Автоагрегат». Помню свое первое, многолетней давности, впечатление – «чахотка», «инвалидка». Может быть, и так… Но то, что производит город Кинешма, не имеет ничего общего (кроме упрощенной конструкции) с ненадежной и трескучей продукцией Серпуховского завода. Конструкторам удалось создать функциональное, утилитарное транспортное средство, отличающееся хорошей проходимостью и малым расходом горючего. Ресурс шасси – 100 тыс. км. При этом стоимость автомобиля почти не отличается от стоимости С-3Д, привычной для собесов. Двигателей несколько: двухтактный «ИЖ-Ю5», четырехтактный оппозитник от «Урала» и тульский одноцилиндровый дизель Т450Д. Особый интерес для инвалидов без нижних конечностей представляет «Кинешма-Вариоматик» с бесступенчатым вариатором Magnum 44 и мотором Briggs & Stratton. Разнесенные по углам кузова колеса, независимая длинноходная подвеска и клиренс в 210 мм делают мотоколяску крайне привлекательной для дачников и деревенских жителей. При общей длине на полметра меньшей, чем у «Оки», за счет разумной планировки салона можно перевезти столько всякой всячины, что иной «универсал» опозорится. И пусть не расстраивает примитивный тентованный кузов – он нужен только в процессе освоения производства.

Перспективная «Пчелка», пока лишь концепт, с непрорезанными дверями и приклеенными ручками, которые постоянно отрывали желающие осмотреть салон. По дизайну она конкурирует со многими взрослыми собратьями. Чем-то даже показалась похожей на Smart. Кузов предполагается изготавливать из окрашенной в массе пластмассы. Это исключает коррозию, облегчает ремонт и повторную переработку.

Еще одну микролитражку, очень напоминающую «Оку», изготовили в «АСМ-холдинг». Крупная бульдозерная решетка выставочного образца ненавязчиво напоминает, что нынешний «холдинг» – это вчерашнее Министерство автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения.

Кроме отработанных в производстве Daewoo, pостовская компания «Донинвест» выставила грузопассажирский Peugeot Partner под именем «Орион». Комплектующие французские, отвертки наши.

В одном из павильонов – так, что разглядеть можно было только спереди – стоял эталон безвкусицы из Новосибирска. Сибирские умельцы «скрестили» ходовую часть Toyota Crown с самодельным кузовом под старину, точнее – под то, что они стариной считают. Как говорил один мой товарищ: «Судом присуди – откуплюсь!».

С нетерпением ожидавшийся многими внедорожник ГАЗ-3106 до автосалона «не доехал», как объяснили, из-за «проблем с таможней». Его официальная презентация состоялась только 7 сентября в Нижнем Новгороде. О ней нам рассказал Дмитрий Юрасов, редактор нижегородской еженедельной газеты «АвтоStop».

«Не «Гарпун», не «Гарпун», не «Гарпун», не «Гарпу-ун»…» – вертелось в голове на мотив надоевшей песенки «Нелюбовь», когда мы возвращались с презентации внедорожника ГАЗ-3106.

Даже представители ведущих столичных изданий не поленились приехать в Нижний, чтобы увидеть тот самый «суперджип», который, согласно официальной версии, не был показан в Москве из-за каких-то проблем с таможней (автомобиль был собран в США). Пластиковый самоходный «демонстратор», стоявший последним в ряду ГАЗовских новинок, уже представленных на московском «Автосалоне-99», был скрыт от любопытных глаз серебристым чехлом. Только после пространных речей перед исстрадавшимися журналистами предстал во всей красе ГАЗ-3106. «Гарпун». Пардон, не «Гарпун», а «Атаман II»…

«Название этого автомобиля – не «Гарпун», – с плохо скрываемой досадой говорил главный конструктор легковых автомобилей Сергей Батьянов, – его пустили в оборот те люди, которые мало что понимают в нынешней ситуации». «Люди» – это мы. Чтобы стало понятно, о чем идет речь, необходим некий исторический экскурс.

Последний массовый внедорожник – знаменитый «козлик» ГАЗ-69 – был создан горьковскими конструкторами почти полвека назад. После того, как автомобиль «сослали» в Ульяновск, на ГАЗе не то чтобы совсем забыли о внедорожниках, но интерес к ним ограничивался созданием единичных опытных образцов – были дела поважнее. Только в середине 90-х, на фоне нового витка «джипомании», захлестнувшей весь мир и Россию в частности, ГАЗ решил вернуться к внедорожной теме.

Задуманный автомобиль повышенной проходимости должен был базироваться на той же легковой платформе, что и модели 3103 (переднеприводная) и 3104 (полноприводная) – те самые, что в прошлом году привозили в Москву в качестве «группы поддержки» для ГАЗ-3111. Были выполнены наброски внешнего облика и эскизная компоновка машины, согласно чему она должна была представлять собой нечто среднее между традиционным внедорожником и мини-вэном, наподобие Mazda MPV. Дальше дело не пошло – автомобиль не получил ни имени, ни индекса, ни материального воплощения хотя бы в пластилине. А роль его «могильщика» сыграл… «Атаман».

Придется отступить еще на ступеньку и вспомнить историю «Атамана». Своим появлением на свет этот пикап обязан обвалу российского рынка средних грузовиков – спрос на модели 3307 и 4301 практически исчез, и сравнительно новое и дорогое импортное оборудование для штамповки и сварки кабин осталось без дела. Тут-то и родилась идея скрестить «Волгу» с «Газоном» – кабина грузовика, оснащенная оригинальным оперением, плюс несущая рама, плюс «волговские» двигатель, трансмиссия, подвеска и т.д.

«Ребеночек» получился довольно шустрым, но выглядел странно. Мягкая, вычурная пластика капота и крыльев вкупе с щедро хромированной облицовкой радиатора (источником вдохновения для стилистов явно послужил пикап Dodge Ram, который как раз в то время появился на ГАЗе) ни в малейшей степени не соответствовала стилистике остальных деталей автомобиля. Особенно «на фоне» его названия – «Аскет» (так назывался первый вариант). К тому же «волговских» узлов не хватало и самим «Волгам», а новые кузовные панели, как ни крути, требовали изготовления недешевой оснастки… В общем, вся концепция поползла по швам, и об этом автомобиле постарались побыстрее забыть.

На смену «Аскету» пришел «Атаман», в котором от «Волги» остались по большому счету лишь фары да узкая колея. Внешность пикапа стала интереснее, чем раньше, однако даже высокая посадка, большие колеса и всевозможные внедорожные «навороты» не могли привлечь к автомобилю достаточное количество покупателей – рынок пикапов в России находился в зачаточном состоянии.

Впрочем, это уже не имело особого значения – на базе пикапа «Атаман» (2308) решили построить внедорожник с незатейливым закрытым кузовом (2308-10), а также другой автомобиль, тоже внедорожник, но совершенно другого – гораздо более высокого – класса. Он-то и получил неофициальное название «Гарпун» (сами ГАЗовцы из числа тех избранных, кто видел пластилиновый макет, окрестили его «Горбуном»).

К внешности автомобиля мы еще вернемся, а пока уточним насчет «могильщика». Нам кажется, что решение строить перспективный, с претензией на люксовость, внедорожник именно на базе «Атамана» похоронило всю прогрессивность первоначальной идеи. Вместо мини-вэнообразного кузова на полноприводной легковой платформе (наиболее популярная сейчас в мире схема) получилась машина совершенно традиционной, давно уже архаичной конструкции с несущей рамой, неразрезными мостами и зависимой подвеской всех колес – такое ГАЗ делал в конце 40-х. Конечно, мировой автопром выпускает и Land Rover, и Nissan Patrol, и новый Ford Excursion, построенные по такой же схеме, но лишь ради преемственности и удешевления производства, «с нуля» таких машин больше не делают. А ГАЗ рассчитывает въехать на ней в XXI век – в одной компании с УАЗом, индийской Mahindra и им подобным…

Вернемся к показанному в Нижнем автомобилю. «Атаман II». ГАЗ 3106. Не «Гарпун». И правда, облик автомобиля никак не ассоциируется с острым и тяжелым оружием, бьющим точно в цель. В обиженно-недоумевающем выражении его лица с большими, близко посаженными, как будто косящими глазами (что называется, «в кучку») и высокой, вылезшей на лоб облицовкой радиатора читается немой вопрос: «Кто я?» (варианты: «За что?», «Кто виноват?», «Что делать?»).

А чего стоит отделка выставочного экземпляра! Тонированные стекла, зачерненная задняя светотехника, килограммы хрома, модная (и очень дорогая) краска DuPont, переливающаяся всеми цветами радуги, широченные «лапти» на сверкающих колесных дисках (невооруженным глазом видно, что при наезде на любой бугорок они будут цепляться за крылья) – ей-Богу, только четырех отверстий в «баранке» не хватает. Салон немного «подкачал» – очень мало кожи и дерева, но, по словам создателей, над ним еще предстоит поработать…

Двигатель – пятицилиндровый 140-сильный турбодизель Steyr объемом 2,67 л (на фоне нынешнего положения на бензиновом рынке дизель – скорее преимущество). Но создатели автомобиля утверждают, что под его причудливый капот можно «впихнуть» любой ГАЗовский мотор, вплоть до 5,5-литровой «чайковской» «восьмерки» о 220 «лошадях».

Президент ОАО «ГАЗ» Николай Пугин на предварявшей презентацию пресс-конференции не решился назвать год начала серийного выпуска внедорожника, сказав: «У нас в этом направлении не получилось умного проекта!». По мнению президента, для постановки нового внедорожника на конвейер потребуется сумма порядка $3,5 млрд. «Даже меня эта цифра ошеломляет», – признался Николай Андреевич. Следовательно, при самом благоприятном развитии событий до настоящего рождения автомобиля никак не меньше пяти лет. Огромный срок в автомобильной моде.