SHARE

Погоня за торнадо – занятие в России не самое популярное, что и понятно: в наших широтах эти мощные воронкообразные вихри появляются крайне редко. Зато в центральных штатах США торнадо и искать не надо: они приходят сами, причем с завидной регулярностью – около 1000 за сезон, который длится где-то с апреля по июль. В это же время в диких и не очень степях Канзаса, Арканзаса, Оклахомы начинается охота на торнадо, на которую устремляются и искатели приключений, и исследователи-любители, и метеорологи-профессионалы.

Цель последних – как можно точнее замерить характеристики смерчей, чтобы научиться их предсказывать. Серьезным людям – серьезная техника: на своих двоих за стихией не угнаться и уж тем более к ней не подступиться. Давайте заглянем в гараж самой, пожалуй, известной группы охотников за торнадо, которую возглавляет ученый с мировым именем, доктор метеорологических наук Джош Вурман. Ну а поможет нам в этом программа «В погоне за ураганом» на Discovery Channel.Наперехват!

Когда встает вопрос об идеальной машине для охотников за торнадо, сталкиваются два противоречия. С одной стороны, машина должна быть шустрой – скорость движения торнадо зашкаливает за 100 км/ч. При этом она должна быть максимально тяжелой, чтобы ее не закружило вихрем. Примирить эти противоречия Джошу Вурману и его напарнику Шону Кейси удалось в «Перехватчике-1». Машина весом около 6 тонн была собрана Шоном Кейси на базе автомобиля Ford F-450. Шон трудился над ней более восьми месяцев и потратил на ее создание 80 тысяч долларов.
В итоге получился настоящий монстр с тяжелым бронированным корпусом и низкой посадкой. Автомобиль, чем-то напоминающий космический корабль, оснащен дизельным двигателем на 7,3 литра мощностью 215 лошадиных сил. Если заправить полный бак – а он вмещает ни много ни мало 230 литров, – можно проехать 800 километров! Несмотря на лишний вес, «Перехватчик» развивает приличную скорость – до 145 км/ч.
Чтобы сделать бронированное шеститонное детище еще более устойчивым, Шон установил на машину специальные гидравлические стойки. Четыре опоры, напоминающие паучьи лапы, достаточно надежно фиксируют «Перехватчик-1» на земле. Эта модель верой и правдой служила команде Джоша Вурмана вплоть до сезона 2008 года, когда ему на смену пришел еще более тяжелый, мощный и скоростной «Перехватчик-2».От первого до второго один шаг

Если первую модель можно было сравнить с космическим кораблем, то второй «Перехватчик» больше похож на танк. Благородный белый цвет он сменил на не менее благородный черный и значительно нарастил броню – машину обшили слоем стали толщиной почти в 4 миллиметра, а его общий вес составляет 7,9 тонны. Нарастив массу, «Перехватчик-2» увеличил и мощность, и скорость – новая модель может преодолевать более 160 километров за час, а двигатель объемом 6,7 литра выдает 625 лошадиных сил! Редкий спорткар может похвастаться таким движком! Немудрено, что и топливный бак стал больше – 348 литров.
«Перехватчик-2» собран на базе классического полноприводного автомобиля Dodge 2500 2008 года выпуска, который был снабжен дополнительной парой ведущих колес, а также оснащен множеством защитных устройств и приспособлений. От «паучьих лап» Шон Кейси решил отказаться – им на смену пришла бронированная «юбка»: тяжелые панели опускаются в нижней части автомобиля наподобие забрала, вставая на пути ветра и не давая ему опрокинуть автомобиль.
Неизменной осталась, пожалуй, лишь башенка в верхней части машины, которая была и в «Перехватчике -1». Она позволит Шону Кейси снимать видео в формате IMAX прямо из «Перехватчика». Эта башенка сделана из стали, слоистого закаленного стекла и поликарбоната и может вращаться на 360 градусов вокруг своей оси.«Охотничий» радар

Охотники за торнадо – прежде всего ученые, и прежде чем нестись наперерез торнадо, они проводят предварительные измерения. Скорость вращения ветра в воронке может быть и около 100 км/ч, и более 500. И если вихрь «закручен» на скорости более 200–250 км/ч, они не стремятся попасть внутрь – понятно, что даже восьмитонный «Перехватчик-2» не выстоит под таким напором. Определить, насколько силен торнадо и стоит ли знакомиться с ним поближе, Джошу Вурману и его команде помогает передвижной радар Доплера.
Впечатляет он не меньше, чем «Перехватчики». Это уже шестая модель, созданная непосредственно перед началом сезона 2008 года на базе грузовика International 7500. Машина-работяга мощностью 350 лошадиных сил может перевозить почти семь тонн оборудования – на нее и был установлены огромный сферический радар, а также оборудование для измерения температуры, влажности воздуха и других метеорологических характеристик. Радар проводит замеры каждые 19 секунд, фиксируя малейшие изменения в атмосфере, по которым и удается предположить местонахождение торнадо.Для бесперебойной работы радара в автомобиле установлен дизельный генератор. Для сохранности радара в конструкции автомобиля предусмотрен дополнительный механизм. Он позволяет регулировать положение радара и жестко фиксировать его. Только так прибор может снять наиболее точные показания и не пострадать от стихии.
Конечно, это далеко не весь набор технических средств, которые есть в распоряжении охотников за ураганом. Помимо «Перехватчиков» и радара Доплера, в их гараже стоит старый добрый разведчик «Скаут» – Nissan Pathfinder 1995 года выпуска, который защищал охотников до появления «Перехватчиков». Рядом со «Скаутом» – два пикапа Probe на базе четырехдверных Dodge 1500, на которые установлены сенсоры и контейнеры с метеорологическим оборудованием. Еще один помощник Джоша Вурмана и Шона Кейси – полноприводный Chevrolet Tahoe. Помимо погодных станций и метеокамер, «шеви» возит и весь багаж команды. Словом, перед таким арсеналом техники ураганам не устоять, а увидеть все эти чудеса автомобилестроения можно в программе «В погоне за ураганом», которая идет на Discovery Channel по средам в 21:00.Состав команды

Джош Вурман – метеоролог

Во втором сезоне программы «В погоне за ураганом» доктор Джош Вурман вновь возвращается на Discovery Channel. Он является одним из лучших в мире специалистов по торнадо и опубликовал огромное количество научных и научно-популярных работ об ураганах и их изучении. Джош Вурман получил несколько патентов на метеорологические приборы и устройства, также он ведет ряд телевизионных программ о различных погодных катаклизмах. В команде «Охотников за ураганами» Джош работает с радаром Доплера – специальным устройством, которое помогает определить, где искать ураган, а также способно зафиксировать его метеорологические характеристики.

Шон Кейси – водитель «Перехватчика-2», оператор

Оператор Шон Кейси, работающий в формате IMAX, который обеспечивает эффект присутствия, во втором сезоне «Охотников за ураганами» вновь присоединился к Джошу Вурману. Уже восьмой год подряд он отправляется на Аллею Торнадо (это штаты Небраска, Канзас, Оклахома и Техас, где наиболее часто случаются торнадо и смерчи) снимать ураганы. Шон работает из «Перехватчика», который способен противостоять сокрушительной силе стихии – только так есть шанс снять ураган вблизи. Джош Вурман указывает Шону, каким курсом следовать, направляя «Перехватчик» в сторону урагана. Их главная цель – заснять вращающуюся воронку торнадо изнутри. Первый фильм Шона в формате IMAX «Силы природы» увидел свет в 2003 году. Теперь он снимает второй такой фильм под рабочим названием «Аллея Торнадо».

Рид Тиммер – метеоролог

Рид Тиммер – один из самых удачливых охотников за торнадо в мире: ему удалось «перехватить» более 200 торнадо начиная с 1998 года. Каждый год он преодолевает почти 100 000 километров, курсируя в поисках стихии от мексиканской до канадской границы США и обратно. Он славится своим умением снимать торнадо с предельно близкого расстояния – в 300 и менее метрах от эпицентра. Отснятые им кадры то и дело появляются в новостях, программах о погоде и на специализированных веб-сайтах. В настоящее время Рид работает над докторской диссертацией по метеорологии в университете Оклахомы.