SHARE

В конце марта в России наконец открылось официальное представительство компании Mazda – «Мазда Мотор Логистикс Европа Н.В.». Знакомьтесь – глава представительства Йорг Шрайбер. Отлично говорит по-русски…

– Господин Шрайбер, пожалуйста, несколько слов о себе.

– Родился 42 года назад в пригороде Восточного Берлина. После школы отслужил в армии. Институт окончил в Москве (МГИМО), но по специальности поработать не удалось – произошло объединение двух Германий, и жизнь резко изменилась… Устроился в компанию Ford, где проработал десять лет (из них более двух – в Москве). В прошлом году европейское представительство Mazda решило, что пора открывать офис в России, создавать здесь свою команду. Возглавить ее предложили мне – я согласился не раздумывая.

– В прошлом году некоторые модели Mazda в Москве пользовались ажиотажным спросом. Как дела сейчас?

– Очереди остались только на Mazda3. С Mazda6 ситуация практически нормализовалась, не удовлетворен пока лишь спрос на некоторые комплектации. Кстати, в некоторых европейских странах – Италии и Испании, например, – очереди на Mazda3 тоже все еще существуют.

Ажиотаж когда-нибудь обязательно проходит. Поэтому вполне возможно замедление темпов роста продаж. Это нормально, и мы к этому готовимся.

В первую очередь надо навести порядок в делах. Я не говорю, что в них был беспорядок, просто никакого порядка не было вообще. Были отдельные дилеры, которые более или менее активно занимались продвижением марки, но каждый сам по себе. Сейчас надо использовать хорошие стартовые позиции и выстраивать имидж автомобилей Mazda. Хороший имидж – это страховка. Во-вторых, надо расширять модельный ряд, мы не можем полагаться на то, что спрос на сегодняшние модели будет вечным. В-третьих, надо строить приличную дилерскую сеть. А также сервисную – это проблема всех брэндов, которые пережили бурный рост продаж.

– Имидж Mazda, который вы собираетесь выстраивать в России, чем-то отличается от восприятия марки в других странах?

- Есть, конечно, разница в частностях, но общего больше. Общие (и главные) составляющие образа Mazda: качество, дизайн, спортивность, динамика. Специфика заключается в том, что наши новые модели вышли на российский рынок в период его бурного роста, поэтому Mazda воспринимается здесь как нечто модное, юное, отличающееся по дизайну от массы других машин…

В прошлом году мы провели опрос российских автомобилистов. Оказалось, что основные покупатели наших машин – это молодые (до 35 лет) активные люди, чья жизнь и карьера находятся на подъеме, которые хотят отличаться от других. Получилась фотография идеального покупателя, о котором любой производитель может только мечтать.

– И вы поверили? Опрос проводили сами или кому-то заказывали?

– Заказывали нашему надежному партнеру, но результатам поверили не сразу, уж слишком все хорошо выглядело. Убедили ответы некоторых обладателей марок, которые считаются престижными (опрашивали достаточно широкий круг). Например, среднестатистический владелец Mercedes (под 50 лет) считает, что для него Mazda не годится – не соответствует статусу. Это правда, или очень похоже на нее. И если верить результатам опроса (а мы верим), то у нас никаких проблем быть не должно. Тем более что сейчас эта группа населения – молодые и активные – растет. Еще один интересный момент: почти у всех покупателей Mazda до этого уже была машина иностранного производства…

– Понятно – кто же после иномарки сядет в российский автомобиль? Но если ваши покупатели такие «молодые и активные», почему бы не предложить им MX-5? Или RX-8?

- Mazda RX-8 уже на подходе. Мы выставили образец в одном из автосалонов, люди подходят, спрашивают – когда, сколько… В мае уже будет в продаже. Появится и Mazda6 MPS. Когда? Начало производства перенесли с мая на август.

Что же касается MX-5… Климат в России не тот. К тому же это очень узкая рыночная ниша. С другой стороны, если кто и сможет эту нишу расширить, так это Mazda: модель MX-5 – машина традиционно недорогая, но она доставляет массу удовольствия. Вопросы о ней задают, но реально MX-5 выйдет на европейский рынок лишь в конце этого или в начале следующего года… Еще в России появится Mazda5. Согласен – это другая весовая категория, но в контексте расширения модельной гаммы ее появление следует только приветствовать.

Я говорил о существующем дефиците некоторых версий Mazda6. Речь идет главным образом о машинах с автоматическими коробками. Российский спрос на них – 60%. Это нормально для США, но не для Европы где «автоматы» выбирают 10-15% покупателей. Такого мы никак не ожидали. Производственные мощности Mazda сейчас загружены почти полностью – больше, чем у любого другого производителя в мире. Поэтому быстро перестроиться «под Россию» сложно.

– Где собирают машины для российского рынка? Для наших покупателей это важно.

– В Европу (и Россию) автомобили Mazda приходят непосредственно из Японии. Единственное исключение – пикап B-серии, он производится только в Таиланде. Американцев обслуживает завод Mazda в США, там выпускают Mazda6 и Tribute. Вопреки слухам, внедорожник с производства не снят, просто его перестали поставлять в Европу. Есть еще завод в Китае, но оттуда в Россию ничего не поступает.

Предвосхищая стандартный вопрос о создании завода в России, скажу – не исключено, но эта задача пока не является для компании приоритетной.

– Сейчас представительство действует только как координатор. Но ведь оно должно стать генеральным импортером…

– Пока цены определяют сами дилеры, ориентируясь на ситуацию. Это будет меняться. Мы уже начали – с Mazda RX-8, объявили ее стоимость – одинаковую у всех дилеров. Сеть продаж будем расширять.

– Есть дефицит – значит, есть и квоты. Кто и как их распределяет?

- Сегодня общая проблема всех производителей – нехватка стали. Следовательно, не хватает кузовов – и машин. Это данность. Вот вы говорите: «Российский рынок – лишь малая часть европейского. Почему к нему такое внимание?» Ответ прост. Да, есть приоритетные рынки – Германия в первую очередь. А если спуститься всего на пару ступенек? Планируемые российские продажи – 15.000 машин (может, и больше) в этом году и 20.000 в следующем – на европейском фоне уже заметны. Поэтому компания ищет ответ на вопросы: «Где активно зарабатываем? Каков самый динамичный рынок? Где самый большой подъем? Кого надо поддерживать?». Сегодняшняя Россия – это модель развития рынка, которую мы изучаем.

– В автомобильном мире есть понятие «одноклассники». Отличники, двоечники – все в одном классе… Кого больше всего опасаетесь из конкурентов?

– Для протокола – мы не боимся никого. (Cмеется.)

– А вы на чем ездите? И, кстати, за рулем или с водителем?

– На Mazda6 – за рулем! Каждый божий день! Мне нравится!

Фото: МОТОР.