SHARE

Дэвид Томас – новый директор Volvo Car Russia, на этот пост он заступил незадолго до Нового года. Господин Томас любезно согласился принять нас в офисе компании, и мы поговорили об успехах Volvo в России и особенностях развития мирового автопрома. Кроме того, выяснилось, что вести дела у нас приятнее – на Западе не хватает энтузиастов.

Дэвид, пусть и с опозданием, поздравляем вас с назначением! Вы довольны новой должностью? Без колебаний приняли предложение поработать в загадочной России?
– Спасибо! Надо сказать, что решение перебраться в Россию далось мне без труда. Сначала была своеобразная разведка, которая длилась неделю. Москва понравилась. Да и сама работа показалась мне весьма интересной и многообещающей – много новых возможностей. Поэтому я здесь и вполне доволен таким поворотом событий!

А как к такому повороту событий отнеслись ваши домочадцы? Семья уже присоединилась к вам?
– Жена с детьми прилетели как раз перед Рождеством. Вы знаете, дети легко адаптируются к новым условиям. Им нравится смена обстановки. И Москва им тоже пришлась по душе.

К морозам тоже быстро адаптировались?
– Да. Тут как раз важен фактор смены обстановки. Новая страна – новая погода. Им все нравится безумно. И морозы, как оказалось, вовсе не страшны.

Вы предпочитаете перемещаться по городу за рулем или с водителем? Как вам ситуация на московских дорогах, не шокирует?
– Вообще, я предпочитаю водить автомобиль сам. Москва по интенсивности движения не сильно отличается от других крупных городов – Парижа, Лондона. Другое дело – поведение водителей в потоке машин. Конечно, оно в Москве носит несколько иной оттенок. Особенно много мелких столкновений в совершенно безобидных ситуациях, когда ДТП легко можно было бы избежать. Вообще, я не думаю, что московские водители намного агрессивнее каких-либо других. Просто культура вождения находится на более низком уровне – отсюда и проблемы.

Вы давно в европейском автомобильном бизнесе и, естественно, накопили большой опыт. Но Россия – не совсем Европа, у нас хватает национальных особенностей. Почувствовали какие-нибудь нюансы? А может, есть принципиальные различия?
– Я бы говорил в первую очередь не о различиях, а все-таки о сходствах. Ведь, по сути, автомобильный бизнес один и тот же везде. Надо продавать автомобили. И способы достижения этой цели не могут сильно различаться. Тем не менее отличия есть, и они в пользу России. Здесь я почувствовал гораздо больше энергии, энтузиазма со стороны партнеров и подчиненных. Люди хотят работать, менять что-то в лучшую сторону, отдавать делу душу, в конце концов. Конечно, иногда такую энергию надо направлять в правильное русло. Но это уже другой вопрос. Вообще, в Европе такой подход становится редкостью – там людям в большой степени все равно.

Марка Volvo отлично зарекомендовала себя на рынке. Однако всегда есть над чем работать. Следует ли ждать в ближайшее время каких-то изменений в рекламной стратегии компании, в позиционировании продуктов?
– Есть над чем работать – это вы верно подметили. Сложилась такая ситуация, что некоторые модели Volvo оказались неверно позиционированными на рынке. В прошлом году мы немало потрудились, чтобы исправить ситуацию. Например, XC90 и S40 – результаты есть уже сейчас, продажи этих машин ползут вверх. Мы возлагаем большие надежды на 2006 год. У Volvo будет несколько новинок, и все они – многообещающие: S80, C70, в конце года – маленький C30. Что касается продвижения марки, рекламы, то и здесь будет развитие. Например, два года назад у Volvo вообще не было рекламных кампаний на телевидении. В прошлом их было две-три, в этом году мы планируем пять. У конкурентов крупнее рекламные бюджеты, поэтому мы не можем, условно говоря, рекламироваться больше, мы должны рекламироваться эффективнее – доносить до людей максимум информации по делу. И мы надеемся быть услышанными и, соответственно, купленными. Помимо этого в наступившем году мы используем несколько видоизмененную эмблему компании. Кстати, этот логотип уже использовался компанией с 1927 года, однако потом оказался не у дел. А сейчас мы его вернули.

Безопасность и надежность давно стали синонимами Volvo. Однако не менее важны имидж, дизайн машин, потребителю нравится спортивность, эмоциональность. В какой степени это обстоятельство влияет на развитие модельного ряда компании?
– Согласен с вами. В последнее время мало предлагать покупателю просто надежный и качественно сделанный автомобиль. Людям нужен дизайн. И мы уверенно двигаемся в этом направлении. Посмотрите на новые модели Volvo – S80, C70, C30. В них есть и спортивность, и эмоциональность. При этом сделана ставка на удовольствие от вождения. Ну, и неизменными атрибутами остаются качество, безопасность, а также забота об экологии.

Как вы оцениваете результаты компании по итогам прошлого года и готовы ли поделиться прогнозами на будущий?
– Я готов поделиться и результатами, и прогнозами! Бизнес развивается успешно, мы увеличили продажи на 13%: в 2004 году было продано 5048 автомобилей, в 2005-м – 5713. В 2006 году мы планируем выйти на уровень 7000 машин. Кстати, показатели первых двух месяцев дают основания полагать, что этот прогноз сбудется. Также у нас большие планы по развитию дилерской сети в регионах. Если раньше мы концентрировались на Москве и Санкт-Петербурге, то теперь активно внедряемся в глубь России. К 2008 году мы планируем выйти на уровень продаж порядка 10 000 автомобилей в год.

В Женеве дебютировал новый флагман компании. Какая роль отводится S80 в планах на 2006 год? Когда он появится у российских дилеров?
– Эта машина удивительная. Уверен, вы сможете разделить это мнение, когда познакомитесь с автомобилем «живьем», а не на картинке. Пожалуй, S80 – главная для нас модель, наша ударная сила. Ее предшественница была очень успешной. В этом году объем продаж S80 будет небольшим – примерно 350 автомобилей. Но это потому, что в салонах дилеров седан появится только во второй половине года. В следующем году мы планируем выйти на 800 машин в год, дальше – больше.

Насколько нам известно, вы – поклонник ретро-автомобилей. В связи с этим – как думаете, есть ли у мирового автопрома другой путь, кроме повальной унификации, когда марки теряют индивидуальность, харизму?
– Думаю, процессы, о которых вы говорите, являются неотъемлемой характеристикой автомобильной индустрии. Если, например, поставить современный мотор ничем не отличившейся в историческом плане компании под капот легендарной марки, то это не порадует поклонников последней, зато будут довольны маркетологи. Палка о двух концах. Так всегда было и будет.
Вообще, старые машины любить проще всего. В них есть стиль и дух, проверенные годами. Однако современные машины сделаны для современных дорог, и в них есть очень много того, о чем «старички» могут только мечтать. Да, я люблю старые машины, но если попробовать использовать их для каждодневной эксплуатации, то станет понятно, как изменилось представление об автомобиле. Старые машины хорошо использовать в специальных случаях. Например, поехать на трек в солнечный день. Новые же автомобили можно использовать всегда.

Если бы вам предложили выбрать без каких-либо ограничений автомобиль на каждый день, на чем бы вы остановились?
– Вы знаете, я счастливый человек – работаю в автомобильной компании и могу выбрать все, что мне заблагорассудится. Но вообще… На каждый день я бы выбрал компактный мощный седан. Скоро он у меня будет – это Volvo S60 R.

А на выходные?
– На выходные… Ну, так как у меня есть семья, то это должен быть большой просторный автомобиль с хорошим багажным отсеком. Чем не XC90? Так что в сторону других брэндов мне смотреть бессмысленно. А еще я бы взял небольшую спортивную машину для track days. Например, Caterham. Жалко, что в России нет хороших общедоступных трасс.

Скажите честно, у вас остается свободное время? Как и где предпочитаете отдыхать?
– Вы знаете, основное мое увлечение – семья. У меня трое детей в возрасте от 6 до 12 лет. Поэтому большую часть свободного времени я провожу дома. Люблю еще горный велосипед, горные лыжи. Но основное – семья.