SHARE

Журнал МОТОР совместно с мотоциклетным новостным порталом www.motonews.ru начинает серию репортажей о мировом чемпионате Moto Grand Prix. MotoGP – высшая категория спортивных соревнований на мотоциклах. Заезды проводятся в трех классах. В самом простом пилоты гоняются на мотоциклах с моторами объёмом 125 кубических сантиметров. Далее идут машины с 250-кубовыми агрегатами. Ну а на вершине – класс MotoGP или, как его еще называют, королевский – здесь двигатели объемом 800 «кубиков». Мотоциклы для MotoGP сделаны специально для гонок, и они в отличие от другой популярной серии World Superbike (WSBK) не являются серийными и недоступны для свободной покупки. Чемпионаты серии MotoGP проводятся с 1949 года, организованы Международной мотоциклетной федерацией (Federation Internationale de Motocyclisme — FIM). Коммерческие права на серию принадлежат фирме Dorna Sports.

В последние годы чемпионат состоит из восемнадцати этапов, гонки проходят в разных странах на разных континентах, при этом ни в одной стране, кроме США и Испании, не проводится больше одного этапа в год (в сезоне 2008 года на территории США проходили две гонки – в Индианаполисе и в Лагуна-Сека (Калифорния), а в Испании – три: Гран-при Испании (Херес-де-ла-Фронтера), Гран-при Каталонии и Гран-при Валенсии.Уик-энд MotoGP занимает три дня – обычно это пятница, суббота и воскресенье. В пятницу проводятся тесты и тренировочные заезды, в субботу – еще немного тестов и квалификационные заезды, в воскресенье – разогрев и собственно гонки во всех трех классах.Обычно в классе 125сс соревнуются порядка 30–35 пилотов, в классе 250сc – около 25 гонщиков, в королевском классе – около 20.В 2008 году чемпионом мира стал Валентино Росси (Valentino Rossi, Италия, команда Fiat Yamaha). Чемпион 2007 года – Кейси Стоунер (Casey Stoner, Австралия, команда Ducati Marlboro). Чемпион 2006 года – Ники Хэйден (Nicky Hayden, США, команда Repsol Honda). В 2001–2005 годах все пять лет подряд чемпионом мира становился Валентино Росси.Меньше двух месяцев остается до начала нового сезона MotoGP. На этот раз сезон обещает быть не только захватывающим в плане гонок, но и сложным в организационном плане – из-за воздействия на мир мотоспорта глобального экономического кризиса. Как и везде, сейчас здесь самые популярные слова – сокращение, экономия, урезание и т.д.Например, сейчас для участия в чемпионате заявлены всего 17 человек. Такая ситуация сложилась после того, как в самом начале января 2009 года команда Kawasaki Racing неожиданно объявила о своем полном отказе от MotoGP с этого года не только по финансовым соображениям, но и по соображениям рентабельности: в последние годы пилоты этой команды не показывали достойных результатов.Теоретически, правила Международной мотоциклетной федерации (FIM) для соревнований уровня MotoGP не допускают, чтобы на старт выходили менее 18 гонщиков. Поэтому за оставшееся время компании Dorna необходимо либо уговорить Kawasaki сохранить свое участие в серии (например предоставить свой мотоцикл Ninja ZX-RR частной команде), либо найти еще как минимум один мотоцикл где-то на стороне или у оставшихся производителей. Есть и третий вариант – поменять правила FIM…А пока руководство решает оргвопросы, пилоты активно готовятся к схватке. Позади два из трех запланированных в межсезонье официальных тестов перед началом гоночного сезона – двухдневный тест в испанском Хересе (26–27 ноября 2008 года) и трехдневный тест в малазийском Сепанге (5–7 февраля 2009 года.). Результаты демонстрируют высокую готовность гонщиков к серьезной схватке.Так, в тесте в Хересе участвовали четырнадцать пилотов, и лучшие результаты там показали действующий чемпион мира итальянец Валентино Росси, его сильный испанский соперник из команды Repsol Honda Дани Педроса и напарник Росси по Fiat Yamaha испанец Хорхе Лоренсо. Оба дня тестов эти пилоты оккупировали первые строчки итоговой таблицы и не давали никому себя потеснить. Правда, стоит отметить, что на тестах в Хересе по причинам медицинского характера не участвовал чемпион мира 2007 года, австралиец Кейси Стоунер из Ducati Marlboro. Неплохие результаты в Испании показал и испанец Тони Элиас, бывший пилот команды-сателлита Ducati – Team Alice, перешедший с этого года в San Carlo Honda Gresini.В первый день тестов он был восьмым, отстав от лидера на 2,154 секунды, а во второй день – четвертым, сократив отставание до 1,019 секунды.На последнем тесте в Малайзии ситуация сложилась следующим образом. Лучшим по итогам трех дней испытаний стал вернувшийся на трек после перенесенной операции пилот Ducati Marlboro Кейси Стоунер, второй результат показал чемпион мира Валентино Росси, а третьим неожиданно для многих (и это был один из главных позитивных сюрпризов теста) стал также не принимавший участие в тестах в Испании 2008 года итальянец Лорис Капиросси на Suzuki – 35-летний ветеран мотогонок, который вместе с Валентино Росси может похвастаться самой длинной историей своего пребывания в MotoGP.Вообще, тест в Сепанге показал, что Suzuki удалось ощутимо улучшить мотоцикл, и обоих пилотов команды – в первую очередь Капиросси, и во вторую – австралийца Криса Вермюлена можно считать серьезными фигурами в предстоящем сезоне. Американец Ники Хэйден, который с этого года пересел с Honda на новый для себя байк Ducati, пока не демонстрирует выдающихся результатов – по итогам трех дней тестов в Малайзии он был одиннадцатым, отстав от лидера на 1,454 секунды. Не может похвастаться выдающимися результатами и возвращающийся на трек в этом году после двухлетнего перерыва испанец Сете Жибернау, который будет выступать на Ducati за команду Onde 2000. По итогам сепангского теста он был лишь тринадцатым, отстав от лидера на 1,684 секунды.Впереди еще один тест – 1–3 марта пилоты в последний раз перед началом чемпионата померяются силами в Катаре на треке Лосэйл, где будут ночные тесты (перед, соответственно, ночной же гонкой). И, наконец, на 12 февраля, если все будет хорошо, запланирован розыгрыш первого Гран-при сезона MotoGP-2009 – Гран-при Катара.Прежде чем перейти к раскладу сил на новый сезон, напомним, чем закончился предыдущий. Чемпионат 2008 года выиграл 30-летний итальянец Валентино Росси из Fiat Yamaha – это его шестой выигранный титул в MotoGP. По итогам сезона Росси набрал 373 очка. Сезон 2008 года состоял из восемнадцати гонок, из них Росси выиграл девять. Причем пять побед он одержал подряд. Еще пять раз Валентино финишировал вторым, два раза – третьим, один раз – пятым и один раз – одиннадцатым. Таким образом, Росси набирал очки по итогам каждой гонки и ни разу не остался за бортом.Второе место по итогам сезона с 280 очками занял чемпион 2007 года австралиец Кейси Стоунер из Ducati Marlboro. На счету Кейси Стоунера шесть побед, три серебряных медали, две бронзы, одно четвертое, два шестых, одно одиннадцатое места и три финиша без очков.Бронзовым призером MotoGP-2009 стал испанец Дани Педроса из Repsol Honda, который набрал 249 очков. На счету Дани Педросы два первых места, пять вторых, четыре третьих, два четвертых, одно восьмое, одно пятнадцатое и три финиша без очков.Четвертое место занял напарник Росси по команде Fiat Yamaha, самый молодой участник MotoGP-2008, испанец Хорхе Лоренсо. Для него это был первый сезон в королевском классе, куда он перешел из среднего 250-кубового класса MotoGP. На счету Хорхе Лоренсо одна победа, три вторых места, два третьих, три четвертых, два шестых, одно восьмое, одно десятое и пять финишей без очков.Стоит отметить, что пилоты ушедшей с 2009 года из MotoGP команды Kawasaki в сезоне 2008 года заняли только шестнадцатое и восемнадцатое места.В Ккубке конструкторов итоги сезона 2008 года выглядят так: первое место у Yamaha – 402 очка; на втором месте Ducati – 321 очко; на третьем Honda – 315 очков; четвертое место у Suzuki (181 очко) и пятое у Kawasaki – 88 очков. Напомним, что в Кубке конструкторов очки присуждаются только за лучший результат, показанный одним гонщиком на мотоцикле той или иной марки.В командном зачете первая пятерка 2008 года выглядела следующим образом: впереди Fiat Yamaha Team (563 очков Лоренсо и Росси), на втором месте Repsol Honda (404 очка Педросы и Хэйдена), на третьем – Ducati Marlboro (331 очко Стоунера и Меландри), на четвертом – Yamaha Tech3 (249 очков Тоузленда и Эдвардса), на пятом – Rizla Suzuki (248 очков Вермюлена, Капиросси и Спиза). На шестом месте San Carlo Honda Gresini (189 очков де Анджелиса и Накано). На седьмом месте JiR Scot Team (174 очка Довизиозо). На восьмом месте Team Alice (159 очков Элиаса и Гвинтоли). На девятом месте Kawasaki Racing (112 очков Хопкинса, Уэста и Хэкинга). На десятом – Honda LCR (61 очко де Пунье).В сезоне MotoGP-2008 принимали участие 18 пилотов. При этом для четверых из них – Хорхе Лоренсо, Испания, Алекс де Анджелис ,Сан-Марино, Джеймс Тоузленд, Великобритания и Андреа, Италия – это был их первый сезон в королевском классе. По итогам года сильнее всех выступили Лоренсо, который стал четвертым, и Довизиозо, который занял пятое место. Джеймс Тоузленд стал одиннадцатым, а Алекс де Анджелис четырнадцатым.Из 18 пилотов MotoGP-2008 15 примут участие и в MotoGP-2009. Вернее, должны были принять, как это планировалось до известия об уходе Kawasaki. После этого, и на данный момен, судьба двух гонщиков, которые должны были защищать цвета Kawasaki в 2009 году – итальянца Марко Меландри и американца Джона Хопкинса – остается неясной.Три пилота из чемпионата 2008 года покинули серию MotoGP в 2009-м: француз Сильвэйн Гвинтоли, японец Синья Накано и австралиец Энтони Уэст. Взамен выбывших MotoGP-2009 получило четырех новых пилотов. Так, полностью обновился командный состав Team Alice (Pramac Racing) – команды-сателлита производителя Ducati. Вместо испанца Тони Элиаса, защищавшего цвета Team Alice в 2008 году и ушедшего в San Carlo Honda Gresini на место Синьи Накано, в Team Alice в 2009 году будет гонять финн Мика Каллио, пришедший из класса 250сс. А второго пилота у Team Alice вместо француза Гвинтоли не будет.Вторую новообразованную команду-сателлита Ducati под названием Onde 2000 будут составлять два пилота: двадцатилетний итальянец Никколо Канепа, бывший тест-пилот команды Ducati Racing, который станет самым молодым гонщиком королевского класса MotoGP, и тридцатишестилетний испанец Сете Жибернау, возвращающийся в серию MotoGP после двухлетнего отсутствия. Причем оба эти года Сете вообще не занимался мотогонками.Наконец, четвертым новичком сезона MotoGP-2009 будет пришедший, как и Мика Каллио, из класса 250сс японец Юки Такахаси (Yuki Takahashi). Он будет выступать за команду JiR Scot Team на Honda вместо итальянца Андреа Довизиозо, ушедшего в Repsol Honda на место Ники Хэйдена, освободившееся с его уходом в Ducati.Предполагалось, что сезон 2009 года будет так же, как и предыдущий, состоять из восемнадцати гонок, только на место Гран-при Китая в Шанхае придет Гран-при Венгрии на Балатонринге. Однако недавно появилась информация, что венгерскую трассу могут не успеть достроить вовремя, поэтому не исключено, что сезон сократят до семнадцати этапов. Открывать чемпионат будет по заложенной в прошлом году традиции ночная гонка в Катаре (трек Лосэйл, 12 апреля), а закрывать – по старой традиции испанский Гран-при Валенсии (8 ноября).