SHARE

Мы живем в удивительное время. Мечты сбываются, а концепты становятся серийными моделями, причем в кратчайшие сроки. И вот –встречайте: первый в мире мотоцикл с автоматической коробкой передач!

Мотосалоны в Токио всегда называли фантастическими. И все потому, что именно там в основном демонстрируются прототипы и концепты один другого краше. Можно часами ходить по экспозиции и удивляться безграничности человеческой фантазии. Что вы там говорите? Да разве на таком можно ездить? Вопрос чисто риторический. Ведь всем и так понятно, что концепты призваны показывать или намечать направления дальнейшего развития индустрии. Ну да, что-то типа «прекрасного далеко»… Однако сегодня все это уже не абстрактные игры «больной» инженерной фантазии. Производители уже не стремятся перещеголять друг друга в плане несбыточных на практике технических ноу-хау. Напротив, теперь они взяли за правило показывать концепты, которые при определенных условиях (например, при положительных отзывах потенциальных потребителей) могут быть легко превращены в серийную продукцию. За примерами далеко ходить не надо. Вспомните недавний Suzuki B-King, а теперь и Honda DN-01. Дождались!В 2005 году в Токио этот мотоцикл был показан как образчик нового класса – «пауэр-крузеров». Конструкторы попытались видоизменить самый популярный класс мототехники и наделить его теми чертами, которые бы не испортили, а лишь облагородили его. Что чопперисту надо? Правильно, комфортное, широкое и мягкое кожаное седло, подножки пошире и подальше, чтобы, развалясь, разместиться за высоким рогатым рулем, мотор побольше и потяговитее, чтобы не слишком заморачиваться переключением передач, и, конечно, побольше пафоса во внешности. Чтобы со стороны ни у кого не возникало сомнения в крутости сего индивидуума. Настоящего чоппериста должно быть видно издалека!Японцы – народ упрямый: если за что возьмутся, так обязательно до конца дело доведут. Ведь именно они заполонили мир кастомами (для тех, кто не знает – это мотоциклы, произведенные по индивидуальному заказу), которые как две капли воды похожи на Легенду – родоначальника стиля Harley-Davidson. И сейчас уже все путают, кто кого копировал. Но настала пора развиваться дальше. По мнению разработчиков из Страны восходящего солнца, кастом XXI века должен быть непременно такой, как DN-01. Пухлый, солидный, длиннющий и… непременно на «автомате».Помнится, дебют DN-01 в Токио прошел довольно неоднозначно. На показе больше акцентировалось внимание не на дизайне, а на типе трансмиссии. Гидравлическая коробка не просто автоматическая, а с тремя режимами – как в самых дорогих автомобилях! Нажимая кнопку на левой ручке руля, водитель выбирает полностью автоматическое переключение, режимы triptronic или sport.Представление концепта стало сюрпризом не только для всей мотожурналистики, но и самих работников Honda. Как оказалось, о проекте знали всего с десяток человек, разработка велась в строжайшей тайне. И при этом управляющий компанией Honda Такео Фукуи на пресс-конференции сразу подчеркнул, что модель скоро появится в продаже. Теперь понятно, что «скоро» – это через два года: в дилерских салонах DN-01 появятся уже весной этого года.Так неужели мы получим мотоцикл, идентичный тому поразительному концепту 2005 года? Как и в случае с Suzuki B-King, конечный серийный продукт все же отличается от первоначального, но не так радикально, как уже упомянутый B-King. Решено было сэкономить на дизайне приборной панели: у концепта она была выдержана в стиле «приборок» американских авто 90-х годов. Теперь же на ее месте – банальный ЖК-монитор, как у большинства современных макси-скутеров. Да и «концептуальная» аудисистема не дожила до конвейера, равно как и бортовая навигация. Литые пассажирские подножки на массивных хромированных кронштейнах тоже зачем-то заменили на обычные черные «откидушки». Упростилась форма глушителей. Вместо ярко выраженного ступенчатого сиденья теперь более плоская кожаная «подушка». Это, впрочем, более удобно и практично, ведь седло-ступенька подразумевает посадку за рулем «без вариантов», а так в длительной поездке местоположение «пятой точки» можно изменить. В остальном же серийный образец полностью идентичен мотоциклу, показанному два года назад в Токио. И это просто замечательно, ведь машина вышла весьма харизматичной!Кстати, тогда, в Токио, при первом показе DN-01, о силовом агрегате разговор заходил в последнюю очередь. Всех интересовало что угодно, но не объем мотора. А когда доходило до него, это вызывало вздох разочарования: всего 680 кубов! Ведь выглядит мотоцикл по меньшей мере как «литровый»!Несмотря на все это недовольство, конструкторы не посчитали нужным менять рабочий объем двигателя: серийный DN-01 оснащен все тем же 52-градусным V2, который служил верой и правдой в шасси таких моделей, как Transalp и Deaville. Может быть, мотор хоть форсировали немного? Похоже, что нет. По последним данным мощность мотора составит всего 67 л. с. – негусто для 200-килограммового байка на «автомате»…Впрочем, подходить к оценке динамичных качеств этого мотоцикла с традиционных точек зрения было бы неправильным, поскольку по многим своим качествам тяготеет к большим скутерам. Что у них там с мощностью? Возьмем, например, лучшего представителя этого племени: 850-кубовая Gilera GP800 выдает по паспорту все 75 л. с. Неужели позиции DN-01 заведомо проигрышны даже в сравнении с мотороллерами? А вот и нет. Ведь речь идет о чистых «лошадях», которые снимаются с коленвала. А сколько доходит до заднего колеса? Ведь вариаторы скутеров отбирают на себя у мотора огромную часть мощности. А у гидростатической трансмиссии, что применена на Honda, эти потери куда меньше. Так что вполне возможно, что более тяжелая и менее мощная DN-01 на деле окажется куда более быстрой, чем самые мощные макси-скутеры.Ну а что же представляет собой гидростатическая трансмиссия, впервые примененная на мотоцикле? По сути, это поршневые гидронасос с переменным рабочим объемом и гидромотор. В насосе вместо кривошипно-шатунного механизма задействована косая шайба, а плунжерные пары выстроены не в ряд, а по окружности. Изменение циклической подачи насоса и частоты вращения гидромотора обеспечивается за счет изменения наклона шайбы. «Хондовская» система получила название HFT (Human-Friendly Transmission), и ее особенность в том, что насос и мотор собраны в одном картере. Причем плунжерные пары насосной и моторной частей сообщаются между собой напрямую: вместо трубопроводов – ресивер, устроенный прямо в общем для плунжерных пар корпусе. Гидравлические потери сведены к минимуму, так что КПД такой системы весьма высок. Есть и еще одна особенность: сервомотор, заведующий наклоном шайбы на насосной части, управляется электроникой подобно вариаторам некоторых больших скутеров.Именно за счет электронного контроля стало возможным получить «на выходе» три программы управления: стандартную Drive, более динамичную Sport и ручную (хотя применительно к мотоциклетным коробкам правильнее было бы сказать «ножную»), имитирующую семиступенчатую МКПП. Трансмиссия HFT разработана на базе автоматических коробок, которыми уже оснащаются квадроциклы марки Honda, но она существенно модифицирована в расчете на куда более высокие скорости.Не трудно догадаться, что «автомат» крайне сложен и дорог в производстве. Точность и надежность узлов тут требуются максимальные. А ведь агрегат пока выпускается только для одной модели, и можно представить, во что это обходится производителю! Тогда почему Honda за это взялась? Дело в том, что на базе этой технологии (меняя шайбы, картеры и число плунжерных пар) можно разрабатывать «автоматы» для любых мотоциклетных моторов, любой кубатуры и мощности (в то время как клиноременный вариатор на столь широкое использования не рассчитан). Значит, очень скоро мы увидим и другие «автоматические» мотоциклы Honda.Теперь из технические дебрей – к более привычному. По габаритам DN-01 не уступает кастомам категории «кинг-сайз». Да-да, тем самым, у которых объем мотора достигает почти 2 литров и хрома столько, что можно ослепнуть. 17-дюймовые колеса – из той же оперы. А вот тормоза у новинки на порядок лучше: спереди два 296-миллиметровых диска, причем с 3-поршневыми скобами, сзади один 276-миллиметровый с 2-поршневой. Серьезная заявка! Подвеска тоже даст фору любому представителю «чопперообразных». Передний 41-милииметровый «телескоп» имеет ход 106 мм, задняя же подвеска – с прогрессивной характеристикой и консольным креплением колеса! А ход у нее 120 мм! Высота мотоцикла по седлу рекордно низкая – 790 мм. Высокая централизация массы и идеальный баланс распределения веса между передней и задней частями машины с колесной базой 1605 мм обеспечивает невероятно высокую маневренность. Кстати, привод на заднее колесо – карданный.Нет сомнения, что Honda разработала во всех отношениях уникальный мотоцикл. О его динамических и ездовых возможностях можно пока лишь догадываться, но вряд ли они уступают в чем-то современным представителям этого класса. А иначе разве стоила бы игра свеч?