SHARE

Японцы делают массу странных машин, но в основном для своего внутреннего рынка. Исключение из этого правила – забавные “кубомобили”, которые стали чрезвычайно популярным веянием в автомобильном дизайне.

Сегодняшним автомобильным дизайнерам не позавидуешь. Все типы кузовов давно придуманы, и работать приходится не с содержанием, а с формами. В этой ситуации одни делают ставку на экстравагантность и изысканные линии, а другие, наоборот, черпают вдохновение в простоте, граничащей с примитивностью.В России из “кубомобилей” чаще всего можно встретить ввезенную “по-серому” Honda Element. Дебютировавший еще в 2003 году кроссовер отличается вроде бы простой, но весьма харизматичной внешностью, оригинальной и по сей день (он выпускается до сих пор, пережив лишь несколько несущественных модернизаций). В основе модели – “паркетник” CR V с 2,4 литровым мотором, но при этом машину сделали существенно меньше и, следовательно, ниже классом.А вот в Toyota взялись за дело более основательно и даже создали для “кубиков” отдельную марку Scion. В том же 2003 году дебютировала родственная парочка ¬– xA и xB. Построенная на базе Yaris модель субкомпактного класса xB превзошла ожидания и заняла первые места в американских рейтингах, в два раза опередив по объемам продаж xA с куда более привычным дизайном.Создавая второе поколение модели, в Toyota, видимо, решили расширить круг потенциальных покупателей и сделали формы нового xB более плавными. Но это лишь часть изменений. Как выяснилось на премьере в Чикаго, новый xB заметно подрос, превратившись из “субкомпакта” в “компакт”. И обзавелся двигателем объемом 2,4 литра от Camry.Теперь это уже не та доступная и экономичная “стильная штучка”, какой xB был раньше. Но фанатам классических “кубиков” и владельцам первого xB “замыленный” новичок вряд ли понравился, и поэтому в угоду им был создан концепт Scion Hako Coupe, представленный на недавнем автосалоне в Нью-Йорке. Именно его вы видите на фотографиях.Первое впечатление: он ужасен! Что за фантазии переигравших в тамагочи молодых японских дизайнеров? Над обликом машины работали в токийской дизайн-студии Toyota, стараясь найти симбиоз между вкусами американской и японской молодежи. Общий силуэт весьма точно копирует Ford Victoria 1932 года, который нынче часто используется для постройки хот-родов. Так что в этом плане американским тинейджерам машина должна понравиться, ведь аэродинамика для них стоит отнюдь не на первом месте, а вот то, что на Hako люди будут оборачиваться, рискуя свернуть шею, это точно.Во внешности стоит отметить еще пару элементов. Отверстия в передних крыльях – это камеры. Да-да, камеры наружного наблюдения. Можно записать видео или сфотографировать окрестности, а потом не только посмотреть их прямо в машине, но и разместить в интернете. Все для продвинутой молодежи! Вторая “фишка” – опять-таки два отверстия, теперь уже в заднем бампере. Расположенные симметрично, они выполняют совершенно разные функции. Одно содержит в себе противотуманную фару, а второе – наконечник выхлопной трубы.В салоне все концептуально и по последнему слову техники. Жесткий диск для музыки и видео, мониторы для обоих рядов сидений, Bluetooth связь… Японский “технодух” в интерьере чувствуется очень отчетливо. Вместо рычага КПП – джойстик, на ступице руля какая-то “татуировка”, выполняющая роль панели приборов. Глядя на все это, становится немного обидно за автомобиль как таковой. Ведь это все-таки средство повышенной опасности, управление которым намного сложнее, нежели суперкарами в Need For Speed.А тут какая-то прямо PlayStation, только подороже. Да что там говорить, если даже название машины – Hako – это по-японски “коробка”!Тем, кому подобное легкомыслие не по душе, должен понравиться другой “кубик”, представленный там же, в Нью-Йорке, компанией Nissan. Эта марка делает угловатые вагончики еще с конца 90-х, но, в отличие от Honda и Toyota, придерживается более прагматичного подхода. Модель с говорящим названием Cube на базе Micra за свою десятилетнюю историю была и полноприводной, и семиместной… Очередной “куб” будет электрическим: именно так переводится с японского слово Denki, которым нарекли новый концепт Nissan.“Электрическая тема” отражена в замысловатой оптике, спрятанной в “дырявых” бамперах Denki Cube, и в радиаторной решетке с многочисленными “молниями”. 1,3 литровый бензиновый двигатель обычного Cube тут заменили электромотором и литий-ионными аккумуляторными батареями. Именно они и заняли много места (концепт на 238 мм длиннее серийной машины и при этом имеет два ряда сидений вместо трех). Салон Denki намного спокойнее, чем у Scion Hako, дизайнеры и инженеры Nissan старались создать максимально уютную, почти домашнюю обстановку.Однако главное в “ниссановском” концепте – это его техническая начинка. Конечно, электромотором нынче никого не удивишь, но Nissan предлагает не просто технику, а целую философию. Совместно с корпорацией NEC японская компания организовала предприятие под названием Automotive Energy Supply Corp., которое занимается развитием, совершенствованием и удешевлением аккумуляторных батарей для электромобилей.Помимо этого к 2010 году планируется начало серийного производства Cube с расходом топлива менее 3 литров на 100 км и расширение гаммы двигателей, способных работать на различных типах топлива. А еще компания Nissan намерена уменьшить вредные выбросы, производимые непосредственно ее заводами.Вот такие разные “кубики”. Scion Hako Coupe – эпатажный и дерзкий, а Nissan Denki Cube – подчеркнуто политкорректный и безобидный. Но и тот и другой обладают незаурядностью, которой так не хватает современным автомобилям малого класса.