SHARE

Шестьдесят лет назад, вечером 3 июня 1948 года Феличе Бьянки Андерлони, основатель и совладелец кузовостроительной компании Carrozzeria Touring, смертельно уставший после долгого и трудного пути домой из Рима в Милан по изрядно разбитым войной дорогам, прилег отдохнуть. В Риме на очередном конкурсе он представлял созданный по заказу английской фирмы Bristol Cars прототип нового автомобиля. После окончания конкурса Андерлони решил самостоятельно перегнать машину на завод. И явно переоценил свои силы: во сне он скончался от внезапного сердечного приступа. В возрасте 66 лет ушел из жизни один из великих маэстро, которому Италия обязана своим положением мирового лидера в области кузовостроения.

…Сегодня у парня выдался удачный день. Еще утром он был лишь одним из нескольких претендентов на освободившееся место мастера-жестянщика в компании Touring. Отбор был жестким. Чтобы доказать свое право занять вакансию, ему пришлось немало потрудиться. Из двух квадратных листов металла требовалось вручную, пользуясь лишь нехитрым набором инструментов, сформировать две одинаковые полусферы. Справились не все. Его результат оказался лучшим, и он был принят…Считается, что мастерство и искусство жестянщиков ателье Touring были выдающимися даже для Северной Италии, где традиции художественной обработки металла насчитывают несколько столетий.Еще во времена Крестовых походов рыцарские доспехи работы миланских мастеров – легкие, прочные, удобные в бою и вместе с тем являвшиеся великолепными произведениями искусства, – очень высоко ценились по всей Европе. Новой сферой применения творческих талантов миланцев стал автомобиль. С началом его более-менее массового производства, как грибы после дождя, стали появляться фирмы, специализировавшиеся на изготовлении уникальных штучных и мелкосерийных кузовов. Одной из многих, но далеко не последней по значимости стала Carrozzeria Touring, обосновавшаяся на северной окраине Милана неподалеку от заводов Alfa Romeo, Isotta Fraschini и итальянского филиала Peugeot.Корни Touring были в авиационной промышленности. Компания была основана в 1926 году Феличе Бьянки Андерлони и его приятелем Гаэтано Понцони, когда они приобрели “хромавшую на обе ноги” кузовную фирму Carrozzeria Falco. В годы Первой мировой войны она выпускала самолеты. С наступлением мира потребность в них отпала, и, дабы остаться на плаву, Falco вынужденно переключилась на автомобильные кузова. Управляемая Витторио Аскари, чей брат Антонио (отец великого Альберто Аскари) погиб годом раньше во время гонки на трассе Монлери под Парижем, Falco была малоизвестна и отчаянно нуждалась в средствах. Поэтому приобретение ее Андерлони явилось для компании настоящим спасением.Бьянки Андерлони родился в Риме 28 апреля 1882 года, позже перебрался в Милан, где получил юридическое образование. Будущее его представлялось вполне определенным, но в 1904 году он отказывается от многообещающей карьеры юриста и поступает тест-пилотом на завод Isotta Fraschini. Позже Бьянки стал гонщиком, затем шефом испытательного отдела. В начале 1920-х годов он добился нескольких побед в своем классе и выиграл Альпийский кубок (Coppa delle Alpi).Скорее всего, дело не только в том, что Андерлони был таким уж фанатом автомобилей, чтобы ради весьма сомнительной перспективы рискнуть своим будущим. Случилось так, что он вошел в союз семей, которые многое значили в автомобильном мире: одна из его сестер была замужем за Чезаре Изоттой, а две других – за братьями Антонио и Винченцо Фраскини. Как говорят французы, положение обязывало. Так что иного пути, кроме как на Isotta Fraschini, для Андерлони не было.Однако после 20 лет работы из-за разногласий с новым руководством Андерлони ушел из IF и поступил в итальянский филиал Peugeot, где, участвуя в гонках на машинах в 1924 и 1925 годах, завоевал еще несколько побед в классе и выиграл свой второй Альпийский кубок. И лишь затем у него окончательно созрело решение открыть собственное дело.Предтеча

Момент приобретения Falco, которая вскоре после этого была переименована в Carrozzeria Touring, не мог оказаться более подходящим для Бьянки Андерлони. Isotta Fraschini в порядке расширения производства перепрофилировала свои кузовные цеха под завод авиамоторов и осталась практически без собственных кузовов. Несмотря на конфликт двухлетней давности, контакты Андерлони с IF были все же достаточно тесными, чтобы получить от нее первые заказы.Едва ли не первым важнейшим шагом новоиспеченного владельца компании было приобретение лицензии у фирмы Weymann на производство кузовов по ее системе. Это были легкие, эластичные, достаточно модные конструкции в стиле ар-деко, обтянутые пропитанной специальными составами тканью и избавленные от скрипов и стонов – настоящего бича традиционных деревянных кузовов. Более того, система Weymann идеально подходила для бывших рабочих Falco, ведь она была разработана одним из пионеров авиации и некоронованным королем автомобильных кузовов и аксессуаров Чарльзом Торресом Вейманом на основе тех же принципов и методов, которые использовались при строительстве фюзеляжа первых самолетов.Стильные кузова Touring – Weymann не остались без внимания итальянского диктатора Бенито Муссолини, мнившего себя большим знатоком автомобилей. Он заказал сразу несколько купе и седанов Alfa Romeo с кузовами от Touring. Так Андерлони сразу получил и важного заказчика, и нового партнера. Другим заметным клиентом стал одноглазый авиатор, поэт и профашист Габриэль д’Аннунцио, по заказу которого в 1931 году Touring построила купе с откидным верхом на шасси Isotta Fraschini.При всех прочих достоинствах система Weymann не позволяла создавать становившиеся все более популярными кузова округлых обтекаемых форм. Отставать же от конкурентов было недопустимо. И Андерлони нашел способ постройки таких кузовов, используя так называемую полужесткую конструкцию. Теперь кузов ниже поясной линии обшивался металлическими панелями, которым заранее придавалась необходимая форма.Законодатель моды

Непрерывный поиск новых технологий, применение нетрадиционных материалов, красок и даже названий позволили творениям от Touring успешно участвовать и завоевывать награды на популярных конкурсах “элегантности”, что было в то время немаловажно для успеха на рынке. И очень скоро компания доказала, что с ней нельзя не считаться в части дизайна кузовов.Некий состоятельный генуэзец Джузеппе Маттеуччи приобрел Isotta Fraschini с кузовом Touring и выиграл с этим автомобилем один из конкурсов. В 1931 году в качестве подарка на 18-летие дочери Альмы он заказал новый автомобиль. То, что сотворили Бьянки Андерлони и дизайнер Джузеппе Сереньи, ошеломило всех. Это был первый кузов Touring в стиле, названном Flying Star – “летящая звезда”. Поразительный белый двухместный родстер на шасси IF 8A SS с ”короткой” (по понятиям того времени, конечно) – 3,4 м – колесной базой. Чувственные, “летящие” линии кузова акцентировались фасонным хромированным молдингом вдоль бортов, горизонтальные лувры капота повторяли легкую кривизну вытянутых далеко назад передних крыльев. Необыкновенно привлекательный автомобиль удостоился главного приза на своем первом конкурсе в окрестностях Генуи в мае 1931 года.Еще более выдающийся родстер в том же стиле Flying Star был построен на шасси Alfa Romeo 6C 1750 для другого клиента из Генуи – синьоры Джозетт Поццо. Отличительной чертой этого кузова стали параллельные, разнесенные по вертикали продолжения передних и задних крыльев, плавно переходящие в подножки. В сентябре того же года ему была присуждена высшая награда престижного конкурса “Вилла д’Эсте” – золотой Кубок совершенства.В несколько менее экстремальную версию Flying Star был “одет” другой Alfa Romeo – 8С 2300. Расположенное сзади запасное колесо было частично прикрыто напоминавшим суфлерскую будку ребристым козырьком с тонким вертикальным килем – такой стиль стал одним из основных для спортивных автомобилей 1930-х годов. Alfa Romeo с похожим кузовом выиграл в 1932 году традиционную гонку Mille Miglia. Отголоски этого стиля можно найти в таких разных машинах, как более поздние Riley Imp и Jaguar SS100.В следующем году на конкурс “Вилла Ольмо” ателье Touring представило кузов, выдержанный в совершенно ином ключе, – аэродинамический седан Freccia di Belzebu – “стрела Бельцебу”. Тогда он выиграл кубок для “самого красивого аэродинамического автомобиля”.К сезону 1934 года для “конюшни” Ferrari компания подготовила спортивное купе Aternum на шасси Alfa Romeo 6С 2300. Экипаж Кортезе – Севери с этой машиной выиграл 24-часовую гонку Targa Abruzzo. Другой вехой того года стал большой четырехдверный седан AR с обтекаемым кузовом и странным, полным мрачноватого юмора названием Soffio di Satana – “дыхание сатаны”.Сверхлегкость бытия

Кузова Touring для спортивных автомобилей быстро совершенствовались. На первом месте стояла задача максимального снижения веса. Поиски в этом направлении привели Андерлони к разработке собственной конструкции кузовов Superleggera (“сверхлегкая”), ставшей на десятилетия отличительной чертой, фирменным знаком Carrozzeria Touring. Во многом она была логичным развитием системы Weymann. Но теперь кузов представлял собой сваренную из множества металлических трубок малого диаметра пространственную ферму, на которую крепились наружные алюминиевые панели.Преимущества такой конструкции: небольшой вес, достаточная жесткость на изгиб и кручение, возможность оперативно вносить изменения во внешний вид кузова и обеспечивать тем самым большее разнообразие продукции, а также высокая технологичность. Последнее особенно важно с точки зрения мелкосерийного производства, что и было неоднократно доказано в дальнейшем. Первый кузов типа Superleggera был построен в 1937 году.Борьба за экономию веса шла и в других направлениях. В частности, используя передовой опыт авиационной промышленности, Андерлони стал применять ультрасовременные материалы вроде прозрачного акрилового листа вместо традиционных стекол и алюминиевого ламината с пенообразным наполнителем для силовых элементов.Благодаря внедрению системы Superleggera и непревзойденному мастерству жестянщиков компании дизайн кузовов ателье Touring стал в течение 1930-х годов более авангардным: его отличали плавные округлые формы и обтекаемые крылья.Спорт, спорт, спорт

Любая победа в автоспорте в первую очередь зависит, конечно же, от совершенства конструкции шасси автомобиля и мастерства гонщика. Но в те времена и кузовная компания в случае успеха по справедливости получала свою порцию славы. Touring в этом плане не был исключением.Триумфальной для компании стала гонка Mille Miglia 1932 года. Ее победителем стал экипаж Борзаччини – Биньями на Alfa Romeo 8C 2300 с кузовом родстер Touring, показавший рекордную среднюю скорость – около 110 км/ч. Другой AR 6C 1750 с кузовом купе Touring под управлением Минойя – Балестреро выиграл в категории автомобилей с закрытыми кузовами. В следующем году победа в традиционной дорожной гонке вновь досталась родстеру Alfa Romeo Touring – на этот раз с экипажем Нуволари – Компаньони.Любопытно, что в 1935 году Муссолини приобрел очередную Alfa Romeo с открытым двухместным кузовом Touring, на которой его личный шофер участвовал в Mille Miglia годом позже. Затем дуче использовал машину в качестве парадной во время своих многочисленных пропагандистских поездок по стране.Едва ли не самый первый экземпляр Alfa Romeo с кузовом купе Superleggera стал победителем в своем классе и четвертым в общем зачете в Mille Miglia 1937 года – прекрасный результат для закрытого автомобиля. Прошел еще год и вновь победа – два родстера Alfa Romeo 8С 2900 Touring из четырех стартовавших принесли команде 1-е и 2-е места.Последняя довоенная гонка Mille Miglia прошла в 1940 году, когда война в Европе уже полыхала вовсю, но Италия в ней еще не участвовала.Состязание провели в усеченном варианте на 160-км дорожном кольце в районе города Брешия. Оно было отмечено участием двух новых, специально подготовленных автомобилей с кузовами от Touring. Первый, ставший победителем, – BMW 328 имел обтекаемый кузов купе, разработанный с учетом продувок в аэродинамической трубе. В результате его коэффициент сопротивления удалось снизить до впечатляющего значения 0,25. Другим был родстер Torpedino Brescia на построенном Энцо Феррари шасси Auto Avio Costruzioni 815. Два таких автомобиля, увенчанных эмблемой с гарцующей лошадью, можно считать, по сути, самыми первыми моделями Ferrari.Кроме того, ателье Touring построило несколько четырехместных кузовов на длиннобазном шасси Alfa Romeo 8С 2300 для гонок в Ле-Мане. Дважды, в 1932 и 1935 годах, они завоевывали почетные вторые места во французском марафоне.Единственный построенный экземпляр Alfa Romeo 8С 2900 с закрытым аэродинамическим кузовом купе в 1938 году после 18 часов гонки лидировал в Ле-Мане с завидным преимуществом в 184 км. До победы, казалось, рукой подать, когда на прямой Mulsanne – самом скоростном участке дистанции – лопнула шина. Повреждения автомобиля оказались слишком значительными, чтобы вернуться на трассу…В том же 1938-м за рулем АR 6С 2300 со специальным кузовом Touring Франко Кортезе из частной команды Scuderia Ambrosiana добился целой серии побед, включая шестичасовую гонку на выносливость Targa Abruzzo.Помимо чисто спортивных успехов впечатляющим был и такой факт: гонявшие на машинах с закрытыми кузовами могли себе позволить стартовать одетыми в деловые костюмы, а не затянутыми, словно полярные исследователи, в кожаные комбинезоны, шлемы и очки-”консервы”.И еще один достойный упоминания штрих. Бьянки Андерлони не удовлетворяло общепринятое название закрытых кузовов “берлинетта” (итальянский эквивалент купе). Поэтому своим ранним кузовам он давал пышные названия вроде Fugientem incurro diem или Velocissime curro, заимствуя их из героического эпоса времен великой Римской империи, бурно расцветшего в фашистской Италии. Желающие могут на досуге попытаться перевести эти названия самостоятельно.В поисках средств к существованию

В годы войны компания сменила свое название на Carrozzeria Turinga, чтобы избежать преследования со стороны фашистских властей по причине его английского происхождения. Она выполняла военные заказы, производила велосипеды, пожарные машины и электромобили.Карло, сын Бьянки Андерлони, известный для близких как Чичи, закончил Миланский политехнический институт с дипломом инженера-механика. После трех лет службы в военном арсенале в Пьяченце он в 1944 году, когда Италия вышла из войны, пришел в компанию отца и занялся первыми послевоенными проектами.Как потерпевшая поражение страна остро нуждалась в валюте, поэтому было заключено соглашение с автомобильным подразделением Bristol Aeroplane Company. Англичане готовили к производству модели 401-402 на основе BMW и выбрали для них кузов Touring, который планировалось выпускать по лицензии. Оба Андерлони – отец и сын – представили прототип Bristol в Филтоне в августе 1947 года. Параллельно дизайнеры Touring построили кузова двух прототипов Monterosa для пытавшейся возродиться Isotta Fraschini.Через год прототип Bristol сыграл роковую роль в судьбе старшего Андерлони. А месяц спустя Карло стал его преемником на посту директора компании.Год 1949-й отмечен созданием первых кузовов купе и знаменитой, вызвавшей множество подражаний, открытой баркетты (“лодочка”) для нового шасси Ferrari 166, победившего в первом послевоенном марафоне в Ле-Мане и дважды подряд – в Mille Miglia в 1949 и 1950 годах. Построенное по проекту “Чичи” Андерлони и дизайнера Федерико Форменти купе Alfa Romeo 6С 2500 удостоилось высшей награды конкурса “Вилла д’Эсте” и с тех пор больше известно именно под этим названием.Начало 1950-х стало в истории миланской компании своеобразным водоразделом. Тогда она впервые приступила к мелкосерийному производству. Первыми стали Alfa Romeo 1900 Sprint и Super Sprint, созданные Марио Боано, дизайнером ателье Ghia, у которого не было своих мощностей для серийного производства. Их было выпущено порядка 1 200 экземпляров, все кузова сделаны вручную, но, тем не менее, все полностью идентичны.Еще одним проектом для Alfa Romeo стал закрытый вариант экспериментальной гоночной модели Disco Volante (“летающее блюдце”). Ее основным недостатком стала тенденция к задиранию носа на высоких скоростях, чему способствовала форма кузова.Краткосрочные зарубежные контракты сделали имя Touring известным на новых рынках. Так, по заказу американцев в 1953 году компания построила серию из 25 машин Hudson Italia. А чуть раньше испанцы вдруг осознали, что для полного счастья им не хватает суперкара собственного производства, и запустили амбициозный проект Pegaso Z-102, выбрав Touring в качестве одного из основных изготовителей кузовов. По этому заказу в Милане построили 45 купе и кабриолетов, включая уникальную берлинетту Thrill – специально для Эвиты, жены аргентинского диктатора Перона.Авторству “Чичи” Андерлони принадлежит и элегантное купе Maserati 5000 GT, построенное для шаха Ирана. Все это лишний раз доказывало, что компания не только не растеряла своих способностей к инновациям, но, напротив, продолжала уверенно диктовать собственный стиль.Поэтому и Aston Martin, решив в конце 1950-х годов заменить выпускаемую модель, остановила выбор на Touring. Компания разработала кузов для DB4 и его последующих модификаций, а также предоставила лицензию на его производство.И все же это были не лучшие времена для кузовных фирм. Появление несущей конструкции автоматически означало, что потребность в штучных заказных кузовах моментально снизилась. Чтобы выжить, неизбежно требовалось перейти к серийному производству, лишавшему автомобили прежней индивидуальности, но обеспечивавшему необходимую занятость.Нет повести печальнее…

Новые контракты на серийное производство кузовов для Maserati и Lancia Flaminia GT заставили Touring к началу 1960-х годов перестроить свои старые цеха в полномасштабное предприятие. Но и этого для своевременного выполнения всех заказов оказалось недостаточно. Пришлось прикупить участок земли в предместье Милана, и к 1962 году там уже был построен новый завод Touring.За год до этого компания подписала с английской Roots Group контракт на сборку кабриолетов Hillman Minx и родстеров Sunbeam Alpine Venezia – единственного, вероятно, автомобиля, представленного прессе в Венеции – этом царстве воды, но не асфальта.Строительство нового завода заставило Touring влезть в долги. Да и сама Roots Group испытывала серьезные трудности и, в конце концов, вынуждена была отказаться от обеих программ. И без того сложную ситуацию усугубила общенациональная забастовка рабочих-металлистов в 1962 и 1963 годах. Растущая задолженность привела к тому, что деятельность компании оказалась под надзором судебных исполнителей.Но работа не прекращалась. Для только что образованной Lamborghini были спроектированы купе 350/400 GT, представленные на Туринском салоне в 1964 году. Еще через пару лет специалисты Touring построили два прототипа Aston Martin DBS на шасси DB6. Другим заметным событием стал показ концептуального Lamborghini 400 GT Flying Star II, сразу приобретенного братом французской романистки Франсуазы Саган.Однако терпение кредиторов все же иссякло, и они приняли решение о ликвидации компании. 31 января 1967 года производство на Carrozzeria Touring было остановлено, и завод пошел с молотка.Финал тем более досадный для итальянской автопромышленности, что дефицит компании был относительно небольшим и постепенно уменьшался благодаря грамотным мерам по снижению затрат. И все это произошло на фоне миллионных субсидий фирмам, имевшим куда меньше оснований для государственной поддержки.Большинство рабочих ушли в кузовную компанию Marazzi. Карло Андерлони поступил на Alfa Romeo консультантом, а со временем возглавил отделение дизайна компании. Он был также одним из активистов итальянской Ассоциации автомобильной истории, основателем и президентом Международного регистра Touring Superleggera, соавтором ряда книг, судьей и председателем жюри самых престижных конкурсов “элегантности” – “Багатель”, “Пеббл-Бич”, “Вилла д’Эсте”. После его кончины в 2003 году конкурс “Вилла д’Эсте” учредил мемориальный приз имени Карло Феличе Бьянки Андерлони за самый элегантный автомобиль с кузовом Touring.

P. S. Два года назад права на торговую марку Touring Superleggera получила международная промышленная группа Zeta Europe BV.В целях продолжения богатых традиций итальянского автомобильного дизайна она наметила обширную программу на годы вперед. Но это уже совсем другая история…