SHARE

Эмблема пожарной службы в Северной Америке – знаменитый Мальтийский крест, символ самопожертвования.

По некоторым сведениям, при взятии Святого города – Иерусалима во время первого крестового похода сарацины забрасывали атаковавших их крестоносцев сосудами с горящей жидкостью (наверное нефтью). Город был взят, а обгоревшие воины вместе с другими ранеными попали в госпиталь – странноприимный дом, который с середины XI века служил приютом и больницей для паломников из Европы. Управляли всем этим хозяйством христиане-подвижники, члены братства иоаннитов (при госпитале существовал храм Святого Иоанна Предтечи). В братство вступили несколько рыцарей, и вскоре оно было преобразовано в орден, который не только продолжал заботиться о бедных и больных, но и защищал пилигримов от сарацин и постепенно стал грозной военной силой. И не только военной. А символом Орден Рыцарей Госпитальеров выбрал белый восьмиконечный крест (кстати, на красном фоне, что, вероятно, привлекло в какой-то момент внимание американских пожарных), впоследствии названный Мальтийским.

Надо сказать, что Мальтийский крест украшает не только шлемы американских и канадских огнеборцев, но и борта пожарных машин. Более того, некоторые из них несут гордый древний символ на решетке радиатора – это эмблема одного из старейших производителей пожарных грузовиков American La France. Но обо всем по порядку.

От ведра…

Старейший способ тушения пожара – заливать огонь ведрами воды – вполне эффективный, вопрос лишь в количестве ведер, вернее, воды, выливаемой в единицу времени. Любой изобретатель средств пожаротушения стремился увеличить значение этой дроби. Первые североамериканские колонисты твердо усвоили правило: в каждом доме у дверей должно стоять полное ведро воды, особенно ночью, на случай пожара. С каждого двора по человеку с ведром воды – вот вам и пожарная команда. Первые добровольные пожарные команды так и назывались – «ведерными».

Естественно, процесс пожаротушения со временем механизировался. Сначала был изобретен ручной насос, потом ножной и даже насос с велосипедным приводом. Производительность таких аппаратов была не более 20 ведер в минуту, а дальнобойность водяной струи – всего метров шесть. Эти показатели требовалось увеличить на порядок. В результате вес ручного насоса, собранного из медных труб, с цилиндрами и поршнями достигал нескольких сотен килограммов, так что для доставки механизма к месту пожара использовалась конная тяга. Количество запрягаемых лошадей росло пропорционально грузу, который приходилось везти на пожар. Помимо самого насоса это были и бочки с водой, и лестницы, а также дюжина крепких парней, умевших со всем этим управляться. Эффективность таких пожарных бригад была заметно выше, чем у «ведерных команд», и деревянные дома уже не всегда сгорали дотла. Но главная задача заключалась в локализации огня, в недопущении его распространения.

…до паромобиля

Производительности ручных пожарных насосов, конечно же, не хватало, потому паровой двигатель уже вскоре после его изобретения приняли на пожарную службу. Паровой насос доставлялся на пожар по старинке, на конной подводе, и до изобретения двигателя внутреннего сгорания был самым распространенным оружием в борьбе с огнем. Повозки с паровым насосом пытались поставить на паровой же ход, но высокой боеготовностью такие паровозы не отличались. Для достижения нужного давления в котле двигателя его нужно было кочегарить минут десять – после сигнала пожарной тревоги. Поэтому тушить прибывшим пожарным зачастую оказывалось уже нечего. Конный же экипаж был готов к выезду всего через полторы минуты.

В начале ХХ века предпринимались достаточно успешные попытки заменить лошадей электродвигателями, а паровые насосы – электрическими. В некоторых американских городах к трамвайным и фонарным столбам даже приделывали электрические разъемы для подключения насосов. История умалчивает, пользовались ли дармовым электричеством горожане, как бы то ни было, такая практика просуществовала недолго.

Уже был изобретен двигатель внутреннего сгорания, уже покатились по улочкам американских городов первые безлошадные экипажи, но пожарные по-прежнему продолжали доверять конной тяге. Причин было несколько, главная – малая мощность первых бензиновых моторов. Они не могли тащить тяжелый поршневой насос, бочки с водой, лестницы и пожарный расчет. Впрочем, несколько моделей автомобилей с паровым насосом все же поступили на вооружение американских пожарных.

Конструкторов волновал вопрос: как уменьшить снаряженную массу пожарного автомобиля? Ответ был очевиден: не везти на пожар воду и сам насос. Или, по крайней мере, сделать его легче. В начале ХХ века на первые пожарные автомобили стали устанавливать мощные центробежные насосы, работающие от двигателя автомобиля. Такие агрегаты весили на порядок меньше поршневых. С водой тоже решили просто. Во многих крупных и не очень городах Европы и Северной Америки внедрялась система пожарных гидрантов, работающих вкупе с городским водопроводом или независимо от него, посредством водонапорных башен и артезианских скважин. Рис. 6. Один из первых American La France с центробежным насосом (горизонтальный 2/3) Ничего более надежного и эффективного не придумали и по сей день. Теперь от пожарного транспортного средства требовалось доставить на пожар бригаду огнеборцев, лестницы и пару сотен метров пожарных рукавов. С этими функциями бензиновые автомобили стали успешно справляться, постепенно вытесняя лошадей и электромобили из пожарных парков североамериканских городов.

Меняем овес на бензин

Начало автомобилизации пожарной службы США было положено в 1906 году, когда в профильный департамент города Рэднор, Пенсильвания, поступил первый настоящий пожарный автомобиль Waterus. Он был оснащен двумя бензиновыми двигателями внутреннего сгорания, один из которых приводил в действие поршневой насос, а другой выполнял обычные автомобильные функции. Так началась новая эпоха в пожаротушении, с ароматом бензина. За пару последующих лет пожарные машины с бензиновыми двигателями разъехались по всей Северной Америке. Интересно, что до середины 20-х годов многие пожарные департаменты предпочитали покупать не пожарные автомобили целиком, а гораздо более дешевые бензиновые тягачи, с тем чтобы они вместо лошадей везли до места пожара проверенные временем паровые насосы. В 1939 году на пожарном автомобиле компании Fire Motor впервые был установлен дизельный двигатель Cummins. Но только в 60-х тяговитые дизели начали вытеснять бензиновые агрегаты из-под капотов пожарных грузовиков. В 1957 году пожарный автомобиль (фирмы Mack) впервые оснастили автоматической КПП. А ведь в те времена в Северной Америке коробку-«автомат» ставили далеко не на все легковые автомобили.

А вместо сердца – пламенный насос

Американские пожарные использовали паровые насосы вплоть до начала 30-х годов. Однако технический прогресс вынудил отказаться от них окончательно. Было ясно, что будущее за интегрированным в автомобиль центробежным насосом. В 1906 году небольшая фирма из Нью-Джерси построила на базе грузовика American Motors пожарный автомобиль с так называемым тройным насосом, способным подавать под давлением воду и химические средства пожаротушения одновременно, причем забор воды мог производиться как из гидрантов, так и из открытых водоемов. Раньше все эти функции выполняли разные по конструкции насосы.

В 1911 году компания Ahrens Fox (одна из старейших на рынке пожарного оборудования) представила первый в США пожарный автомобиль с насосом, расположенным под водительским сиденьем. Поршень такого насоса стоял за спиной водителя, закрытый хромированным кожухом в форме шара. Преимущество конструкции заключалось в экономии места для полезного груза и хорошей развесовке небольшого пожарного автомобиля. Такую схему приняли на вооружение практически все американские фирмы. Развитием этой компоновки стало характерное для американских пожарных машин центральное расположение насоса – между кабиной и кузовом. Напорные магистрали при такой схеме выходят на обе стороны кузова, что позволяет подключаться к гидрантам и тянуть рукава с обоих флангов. В городских условиях такое решение – оптимальное. Со временем насосы совершенствовались, производительность превысила показатель 10 000 л/мин. Современные насосы способны тушить огонь не только водой, но и пеной и порошком, подавая все это на высоту в десятки метров.

На высоте положения

Уже в 1906 году компания International Motor предложила первую механическую трехсекционную лестницу для пожарного автомобиля, а через десять лет компания Duhill установила на пожарный автомобиль пневматический механизм подъема лестницы. Скорость «выстрела» такой пожарной лестницы втрое больше, чем у механической системы. В 1923 году Ahrens Fox оснастила свои пожарные машины 75- и 85-футовыми МЕТРЫ! лестницами с подъемниками Duhill. Одна из особенностей таких лестниц – возможность наращивать дополнительными легкими секциями базовую высоту для доступа на верхние этажи зданий. Вскоре производитель грузовых и пожарных автомобилей Mack установил на пожарный автомобиль высотную лестницу собственной конструкции. Насос подкачки, размещенный на ее верхнем конце, обеспечивал достаточный напор воды вне зависимости от высоты, на которой работал пожарный расчет.

Первую гидравлическую высотную лестницу сделала компания Pierce в 1929 году. Эта лестница уже умела не только раскладываться, но и посредством гидравлики вращаться вокруг своей оси, а также менять наклон, что даже на пневматических лестницах делалось вручную. В 1935 году компания Pierce представила 100-футовую лестницу, состоявшую из трех секций, каждая из которых имела поручни. Кроме того, это была первая лестница, сделанная целиком из легкого сплава. American La France в 1938 году ответила ей разработкой 100-футовой лестницы, но не из трех, а из четырех секций, что позволило уменьшить габариты в сложенном состоянии и размещать ее даже на небольшом пожарном грузовике. Такой стандарт и по сей день является основным в оборудовании американских пожарных машин. В конце 50-х на пожарных машинах появились вышки с корзинами. Конечно, телескопическая стрела с корзиной – конструкция более громоздкая, нежели обычная высотная лестница, но зато куда более безопасная, особенно, когда речь идет об эвакуации людей из горящего небоскреба.

Динь-дон, загорелся чей-то дом

С незапамятных времен, чтобы собрать людей на тушение пожара, били в колокол. И повозки с ведерными бригадами летели на пожар под звон небольшого колокола. Первые пожарные автомобили были верны этой громкой традиции. Обязательным атрибутом пожарной машины начала ХХ века был начищенный медный или же хромированный колокол. Проволочный привод от его языка шел напрямую к водителю. Первыми машинами и так управлять было непросто, а тут еще водителю в колокол звонить приходилось. Уже в 1913 году на пожарных автомобилях появилась электрическая сирена. Примерно в то же время пожарные машины оснастили красным фонарем на крыше – пращуром всех «мигалок» аварийно-спасательных и полицейских автомобилей. В начале 50-х на смену негромкой электрической сирене пришла пневматическая. Сирены такого типа завывали в советских городах во время учебных тревог в рамках укрепления гражданской обороны. Вместе с пневматической сиреной на крыше пожарной машины прописался маячок с красным колпаком.

В начале 60-х пневматическая сирена на пожарных машинах повсеместно заменялась электронной, наподобие тех, что ставят на машины полиции и на кареты скорой помощи сегодня. Но уже в 80-е на пожарные автомобили вернулись более громкие пневматические сирены, пробивающие шумоизоляцию и «музыкальное сопровождение» современных авто, а «мигалки» объединились в световые стойки с разным сочетанием цветов. Анахроничный колокол за это время, к счастью, не исчез окончательно, хоть и потерял свою главную функцию – звонить. Сегодня, сияющий хромом, он украшает огромные бампера многих пожарных машин.

Дело техники

Первые пожарные автомобили США строились на базе легковых шасси. Открытый кузов, пара лестниц, хлопковые пожарные рукава, бочка с водой да пара топоров – все производители начала прошлого века выпускали совершенно одинаковые машины. Позже, в 30–40-х годах популярными у американских пожарных становятся легкие грузовики с открытыми кабиной и кузовом, рассчитанными на трех-четырех пожарных, набором составных лестниц и комбинированным насосом. Такие пожарные экипажи эффективно действовали в условиях провинциальных городков и пригородов, где не требовалась высотная лестница, а улицы были оборудованы пожарными гидрантами. Уже с 20-х годов крупнейшие производители пожарных надстроек, такие как American La France, Pierce, Maxim, начали конструировать рамные шасси для своих пожарных машин. Соответственно, у более мелких фирм появилась хорошая возможность строить машины на чужих шасси, максимально приспособленных для монтажа пожарной надстройки.

В 1928 году компания Pierce предложила пожарную машину со специальной закрытой кабиной. Практически все пожарные автомобили до этого имели открытый кузов – в целях лучшей обзорности и точного позиционирования автомобиля на пожаре. Однако пожарные то и дело получали травмы от падающих обломков. Безопасности экипажа тогда большого внимания не уделяли, сегодня же закрытый кузов – обязательное требование для американских пожарных машин.

Следующий смелый шаг в кузовном дизайне пожарных автомобилей сделала American La France. В 1939 году компания выпустила машину с кабиной над двигателем. И вскоре практически все производители такой техники в США внедрили у себя бескапотную схему. С той поры American La France – законодатель мод в дизайне американского пожарного автомобиля. Преимуществ у такого кузова немало, в частности, лучшая обзорность и маневренность, а также рост полезного объема кабины как минимум вдвое, что позволило увеличить экипаж и разместить дополнительное оборудование. По сей день бескапотный вариант пожарного автомобиля – самый распространенный в Штатах.

Во время Второй мировой войны появились аэродромные пожарные автомобили. Изначально такие машины разрабатывались для военных аэродромов, но после войны стали служить в обычных аэропортах.

В 1967 году компания Seagrave построила пожарный автомобиль с передними и задними управляемыми колесами. Благодаря этой новации огромная пожарная машина получила незаурядную маневренность, что было очень кстати на тесных городских улицах, забитых припаркованными автомобилями. Однако только в начале 90-х такая схема появилась на пожарных машинах других марок.

В начале 70-х годов революционным образом выступила American La France. И это не было инженерным ноу-хау. Компания покусилась на святое – на алый «пожарный» цвет. В покрасочные цеха завода American La France поступила ядовито-желтая эмаль. Предполагалось, что желтый пожарный автомобиль будет более заметен в городском потоке. Новация пришлась по душе многим пожарным, и красные машины, уже состоящие на службе стали перекрашивать в желтый цвет. Этому примеру последовали другие производители, такие как Maxim и Mack. «Лимономания» наблюдалась до середины 90-х, и сегодня почти сошла на «нет» – лишь единицы новых машин по заказу клиентов окрашиваются в желтый цвет.

В 1985 году компания Emergency One (E-One) представила пожарный автомобиль с задним расположением двигателя. Это решение позволило улучшить развесовку и значительно увеличить «пассажирскую» зону кабины. Сегодня пожарные автомобили с логотипом «E-One» вместе с Pierce считаются у американских огнеборцев самыми удобными по части управления пожарным оборудованием.

В 80-е годы распространилась практика переделки старых пожарных машин. Еще вполне работоспособные, они модернизируются, дооборудуются современными средствами пожаротушения и возвращаются на пожарную службу. Мощные дуги – непременный атрибут Forest-fire (квадрат) Такая техника обходится вдвое дешевле новой. Заметим, что цена современного пожарного автомобиля с многофункциональным насосом и телескопической вышкой переваливает за миллион долларов, так что экономия для пожарных департаментов получается существенная. Кстати, в США до сих пор используются пожарные машины 50–60-х годов без всякой модернизации. Пробег – пара десятков тысяч миль, состояние узлов и агрегатов идеальное, элементы кузова – сплошь алюминий и нержавеющая сталь, так что удивляться тому, что американские пожарные зачастую выезжают на пожар на 40-летних олд-таймерах, не стоит. Рис. 17. Этот American La France более 30 лет в строю. У кого поднимется рука списать такого красавца в утиль? (горизонтальный 2/3)

День грядущий

В 1991 году Национальная ассоциация противопожарной защиты США (NFPA) обязала производителей пожарных автомобилей оснащать продукцию сиденьями с ремнями безопасности для каждого члена экипажа. Мчаться на пожар, стоя в задней части закрытой кабины, как в трамвае держась за поручни, строго запрещено. Дальше подобные требования посыпались как из рога изобилия (можно упомянуть внедрение систем активной безопасности, ABS, а также экологических нормативов). Следствием такого прессинга стал значительный рост себестоимости мелкосерийных пожарных автомобилей. Для многих производителей оказалось выгодней перейти на чужие серийные шасси и двигатели, разработанные с учетом всех современных требований.

Многоцелевые пожарные автомобили становятся все более сложными в техническом плане. Современный универсальный пожарный автомобиль – это и насосная станция, и вышка с корзиной (или высотная лестница), и танк для воды (плюс пенообразователь не менее тонны порошка), и большая кабина для пожарных, а также отдельный отсек для транспортировки и реанимации пострадавших. При постройке таких пожарных монстров используется, как правило, трехосное шасси.

При этом большая долговечность машин позволяет пожарным департаментам не торопиться с обновлением парка и ограничиваться модернизацией техники. В таких условиях могут выжить только крупные профильные компании, в сфере производства противопожарной техники обычным делом стали банкротства, вовсю идут слияния и поглощения. Специалисты предрекают полное исчезновение мелких производителей. Дело дошло до того, что даже крупные фирмы выпускают пожарные автомобили на европейских шасси. Сегодня половина американских пожарных машин имеют шасси Renault, Man и Unimog. В результате американские пожарные машины теряют самобытный шарм, на лицо засилье унифицированного стиля. Если так пойдет и дальше, то очень скоро хромированных красавцев с четырьмя парами фар и сверкающим колоколом можно будет увидеть только в музее.

Три пожарные цифры

Год рождения знаменитой американской службы спасения 911 – 1915-й, место – пожарный департамент Нью-Йорка. Именно тогда на его базе было создано подразделение, оснащенное индивидуальными кислородными аппаратами, специальным инструментом и оборудованием, в том числе костюмами для работы в особо тяжелых условиях, на пожарах максимальной степени сложности (например с утечкой ядовитых химикатов). Сегодня автомобили службы спасения – это одновременно и пожарная машина, и карета скорой помощи, и химическая лаборатория.

С другой стороны, с 80-х годов пожарная служба все в большей степени дублирует функции службы спасения. Большинство современных пожарных машин оснащается разнообразной медицинской техникой, а также оборудованием для ликвидации последствий техногенных загрязнений и спасения пострадавших в результате стихийных бедствий.

Все помнят, как в сентябре 2001 года нью-йоркские пожарные спасали людей – выводили из горящего Всемирного торгового центра, извлекали из-под его развалин. Тогда не вернулись домой десятки пожарных, а американская пожарная служба очередной раз доказала, что достойна своей эмблемы – Мальтийского креста.

Продолжение следует