SHARE

Может ли автомобиль, угодивший в массовый завал в Ле-Мане, с погнутой балкой переднего моста, трещиной в картере рулевого привода, помятым крылом и свернутой набок фарой добраться до финиша гонки? Ответ – да, но при условии, что это Bentley.

И не просто добраться до финиша, но и победить. Так и произошло в 1927 году с экипажем Дэвис-Бенджефилд. То была вторая победа британской марки во французском марафоне. В честь Bentley Boys – так называли заводскую команду – организовали торжественный обед в лондонском отеле Savoy. Открывая его, сэр Эдвард Илифф, владелец журнала Autocar, произнес тост: «За даму, которая должна быть здесь с нами». В этот момент распахнулись двустворчатые двери и в зал вкатили виновника торжества – Bentley Old No. 7, «старая семерка». Это прозвище прилепилось к машине из-за номера «7», под которым она с тем же экипажем стартовала в Ле-Мане годом раньше. До конца обеда помятая, покрытая пылью и копотью «семерка» стояла, как главный гость, посреди расставленных подковой столов. Между прочим, меню того обеда с автографами победителей было продано с аукциона в 2000 году за 1600 фунтов стерлингов!
Другое примечательное событие произошло в 1930 году. Президент компании Bentley и троекратный победитель Ле-Мана Вульф Барнато увидел рекламу одной французской фирмы, хвалившейся победой ее автомобиля над знаменитым «Голубым поездом» на пути от Канн до Кале. Невелика заслуга, решил Барнато и поспорил, что на новом Speed Six он доберется до своего клуба в Лондоне прежде, чем экспресс прибудет в Кале. И выиграл пари. А ведь в те годы ни туннеля под Ла-Маншем, ни скоростных паромов на воздушной подушке не было и в помине. Правда, сумма штрафов, наложенных французской полицией за превышение скорости, превысила выигрыш. Зато Bentley лишний раз доказал свои непревзойденные качества – надежность и быстроходность. Неслучайно Этторе Бугатти как-то полушутя-полусерьезно заметил: «Мой друг Уолтер Бентли строит самые скоростные в мире грузовики». Доля истины в этой шутке, конечно же, была.
В начале 30-х компания Bentley на долгие семь десятков лет попала под крыло своего «заклятого друга» «Роллс-Ройса». Несмотря на то, что автомобили двух марок отличались только формой радиатора, Bentley все это время оставалась в тени «старшего брата» и неофициально считалась чуть менее престижной. «Ройсом» традиционно должен был управлять наемный шофер. За рулем чуть более демократичного Bentley – хотя какая уж тут демократия при цене, сопоставимой со стоимостью приличного дома – вполне мог сидеть его владелец. Исключением из правил стала появившаяся в начале 50-х линия двухдверных моделей Bentley Continental R. Эти автомобили не были двойниками «роллс-ройса» и имели выраженную спортивную направленность. Праздник для поклонников спортивных традиций компании продлился недолго. Вновь о них вспомнили спустя лишь почти сорок лет, когда на рубеже 90-х появился Continental R нового поколения.
В самом конце прошлого века в результате громкого развода марка обрела самостоятельность и получила свободу действий. Но только в рамках дозволенного новым хозяином – немецким концерном VW. Сие обстоятельство настолько глубоко уязвило национальную гордость бриттов, что многие из них отказываются признавать последние модели компании «чистокровными» Bentley. Ну а закончить мне хотелось бы тем же, с чего начал, – Ле-Маном. Словно желая посрамить скептиков и подтвердить преемственность традиций, Bentley Boys в 2001-м вернулись на французскую трассу. Дебют оказался удачным – третье место и лидерство в классе LM-GTP. Спустя два года пришла и победа, шестая за историю марки.3 litre, 1927

Легендарная «старая семерка», победитель Ле-Мана. Одна из известнейших английских фирм Corgi Toys более сорока лет назад выпустила модель этого автомобиля в двух вариантах – дорожном (красный) и гоночным. Разницы между ними нет никакой, ведь в те годы к участию в марафоне допускались только серийные машины. Corgi Toys, серия Classic4½ litre, 1928

В стремлении поднять мощность двигателя Уолтер Бентли в 1927 году увеличил объем с 3-х до 4,5 литра, доведя отдачу до 110 л. с. Это позволило экипажу в составе Барнато-Рубин завоевать для марки третью по счету и вторую подряд победу в Ле-Мане.Brumm6½ litre Speed Six, 1930

Шестицилиндровый Speed Six с двигателем 6,5 литра дважды, в 1929 и 1930 годах, первым пересекал финишный створ в Ле-Мане. Оба раза это был один и тот же автомобиль, и оба раза за рулем был Вульф Барнато. Его напарниками стали Биркин в 1929-м и Кидстон в 1930-м. MCM6½ litre Speed Six, 1930

Построенный по заказу В. Барнато экземпляр с уникальным кузовом купе от Garney Nutting. Тот самый, на котором троекратный победитель Ле-Мана опередил «Голубой поезд» в историческом броске от Лазурного берега до Лондона. В память об этом автомобиль получил неофициальное наименование Blue Train. Brumm4½ litre Blower, 1931

Уолтер Бентли отрицательно относился к компрессору как средству повышения мощности двигателя, называя это «искусственным кормлением». Компрессором были снабжены лишь 55 из 665 построенных экземпляров с 4,5-литровым мотором. Неизбежное снижение ресурса двигателя не позволяло им участвовать в длительных соревнованиях. Minichamps3½ litre, 1933

В 1931 году компания Bentley оказалась в кризисе, и ее приобрел Rolls Royce. С гоночной программой было покончено, все внимание сосредоточилось на производстве легковых автомобилей. Представлен один из многочисленных вариантов кузовов, построенных сторонними фирмами на шасси 3,5-литровой модели. Western Models4¼ litre, 1936

Еще один характерный пример легкового Bentley довоенного периода. Мощный двигатель объемом 4,25 литра позволял устанавливать на его шасси тяжелые кузова вроде этого привлекательного четырехдверного седана фирмы Mulliner. Western ModelsMk VI Park Ward, 1949

Первый послевоенный Bentley стал самым успешным автомобилем марки. За семь лет выпущено порядка 5200 экземпляров, большинство имели стандартные заводские кузова седан. В то же время примерно пятая часть получила разнообразные заказные открытые и закрытые кузова, как, например, кабриолет Park Ward. Crewe Model CarsContinental R, 1952

С «потолком» 192 км/ч это был самый скоростной в свое время четырехместный автомобиль. В период с 1952 по 1954 гг. выпущено всего 208 экземпляров. Большинство имели спроектированный шеф-дизайнером Bentley Джоном Блетчли кузов купе производства компании Mulliner.Grand Prix ModelsContinental R кабриолет, 1991

После долгого перерыва компания вновь вернулась к автомобилям со спортивным характером. Подобно его предшественнику 40-летней давности, новый Continental R – полностью самостоятельная разработка, не копировавшая «старшего брата». SMTSContinental GT купе, 2002

Новый автомобиль для нового века. В линиях кузова «среднеразмерного» Bentley угадываются черты легендарного Continental R 1952 года. Именно этот автомобиль послужил источником вдохновения для возглавляемой дизайн-директором компании Дирком ван Брекелем команды стилистов. MinichampsArnage R, 2002

Как ни удивительным это покажется, но спустя несколько лет после нашумевшего развода с Rolls Royce базовая модель Bentley все еще оставалась фактически клоном своего двойника RR Silver Seraph. Причина в том, вероятно, что старый завод в Крю вместе со всем оборудованием остался в собственности компании Bentley. MinichampsEXP Speed 8, 2003

Пришел, увидел, победил – сказал когда-то об одном из своих военных походов Юлий Цезарь. Аналогично можно прокомментировать второе пришествие Bentley в Ле-Ман, завершившееся уверенной победой международного экипажа в составе Т. Кристенсена, Р. Капелло и Г. Смита. IxoContinental Flying Spur 2005

«Летящая шпора» – еще одно традиционное для марки название, уходящее своими корнями в середину прошлого века. Являясь удлиненной четырехдверной версией купе Continental GT, автомобиль заполнил собой нишу между ним и топ-моделью Arnage. MinichampsAzure, 2006

Кабриолет на базе Arnage. По утверждению рекламы, «самый элегантный в мире четырехместный автомобиль с откидным верхом, который обеспечивает возможность необыкновенно быстрой и комфортной езды в открытом салоне». Если так, то как же быть с кабриолетом RR Phantom? MinichampsContinental GTC кабриолет, 2005

На разработку купе Continental GT ушло несколько месяцев. Это притом, что автомобиль создавался с чистого листа. А вот чтобы пройти не такой уж сложный, казалось бы, путь от уже имеющегося купе до кабриолета на его базе, потребовалось больше двух лет. MinichampsКупе Brooklands, 2007

Сначала был седан Arnage. Потом на его платформе построили кабриолет Azure (см. выше). А потом пошел процесс, обратный превращению Continental GT из купе в кабриолет. Таким вот хитроумным способом и появилось в линейке Bentley еще одно купе – побольше и погламурнее. MinichampsПарадный лимузин королевы Елизаветы II, 2002

В связи с золотым юбилеем пребывания на троне Елизавете II был преподнесен специально для этого случая построенный лимузин Bentley. Его официальное название – Royal State limousine. Тем самым оказалась нарушена многолетняя монополия Rolls Royce как поставщика парадных автомобилей для королевских «конюшен». Minichamps