ИТОГИ-2014. Пришлось понервничать или то ли еще будет.

ИТОГИ-2014. Пришлось понервничать или то ли еще будет.

48
SHARE

Комитет автопроизводителей АЕБ озвучил российские итоги продаж новых легковых автомобилей в 2014 году.

Минувший год был для всех представленных на российском рынке автопроизводителей, наверное, самым нервным.

Комитет автопроизводителей АЕБ озвучил российские итоги продаж новых легковых автомобилей в 2014 году.

Минувший год был для всех представленных на российском рынке автопроизводителей, наверное, самым нервным. Относительный оптимизм первых месяцев сменился четким осознанием того, что на прошлогодние результаты выйти уже не удастся, и к середине осени дилеры с помощью вновь заработавшей программы утилизации пытались показать хоть какие-то продажи. В эти благодатные месяцы за машины в салонах можно было легко торговаться, как на восточном базаре, выпрашивать подарки, и часто продавцы с безнадеги шли на поводу у клиентов. Но все изменилось в один момент. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — сорвавшийся в крутое пике рубль подстегнул покупательскую активность наших сограждан и народ толпами ломанулся в автосалоны, уже без всяких скидок сметая все, даже самые «залежалые» модели. Автору этих строк, например, рассказывали, как в одном из автосалонов «Шкоды» покупатели в буквальном смысле дрались за последний экземпляр «каблучка» Roomster, прежде никогда не пользовавшегося в нашей стране сколько-нибудь заметным спросом.

Итак, на какие же цифры вышли в конце концов автопроизводители по тогам столь непростого года, и какие прогнозы они делают на год 2015? Все это было озвучено на традиционной ежегодной пресс-конференции Комитета автопроизводителей Ассоциации Европейского бизнеса (АЕБ), прошедшей в Москве 15 января. По данным Комитета, в 2014 году российский автомобильный рынок сократился на 10,3%, или на 286 143 штук проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом 2013-го. Всего в минувшем году было реализовано 2 491 404 автомобиля. Декабрь 2014 года ознаменовался увеличением уровня продаж на 2,4%, или на 6 346 штук по сравнению с декабрем 2013-го, что составило 270 653 автомобиля.

А теперь взглянем на таблицы.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

В РОССИИ ПО МАРКАМ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2014/2013 И ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2014/2013 ГГ.1

Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки

Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.

МАРКА ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ — ДЕКАБРЬ
2014 2013 YoY 2014 2013 YoY
Lada 35,315 38,948 -9% 387,307 456,309 -15%
KIA 20,200 16,024 26% 195,691 198,018 -1%
Nissan* 20,131 17,540 15% 162,010 146,319 11%
Renault* 19,263 18,884 2% 194,531 210,099 -7%
Toyota* 17,536 14,742 19% 161,954 154,812 5%
Hyundai* 15,235 14,171 8% 179,631 181,153 -1%
VW 13,871 13,548 2% 128,071 156,247 -18%
Chevrolet 13,488 18,755 -28% 123,175 174,649 -29%
Mitsubishi 12,702 8,429 51% 80,134 78,747 2%
Ford* 9,159 12,376 -26% 65,966 106,734 -38%
ГАЗ ком.авт.* 7,916 7,381 7% 69,388 82,395 -16%
УАЗ* 7,221 6,436 12% 49,844 51,624 -3%
Mazda 7,049 4,372 61% 50,716 43,179 17%
Opel 6,834 8,827 -23% 64,985 81,421 -20%
Škoda 6,214 8,513 -27% 84,437 87,456 -3%
Datsun 5,104 - - 11,414 - -
Mercedes-Benz 4,210 4,165 1% 49,165 44,376 11%
Lifan 3,866 3,182 21% 23,619 27,467 -14%
BMW 3,577 4,183 -14% 35,504 42,071 -16%
Audi 2,983 2,585 15% 34,014 36,150 -6%
Chery 2,920 2,101 39% 18,139 19,855 -9%
Mercedes-Benz ком.авт.* 2,914 800 264% 11,020 5,247 110%
Geely 2,706 3,003 -10% 18,828 27,263 -31%
Subaru 2,634 1,654 59% 17,557 16,831 4%
Suzuki 2,593 2,148 21% 19,931 27,724 -28%
SsangYong 2,411 3,268 -26% 25,010 34,055 -27%
Daewoo 2,340 6,196 -62% 37,695 60,829 -38%
Citroёn* 2,337 2,543 -8% 20,075 28,961 -31%
Peugeot* 2,122 2,745 -23% 21,102 33,862 -38%
Honda 2,085 3,065 -32% 20,655 25,741 -20%
Land Rover 2,070 2,221 -7% 21,148 21,030 1%
Infiniti 1,591 944 69% 8,983 8,677 4%
Lexus 1,488 1,474 1% 19,149 15,768 21%
Volvo 1,457 1,601 -9% 15,421 15,017 3%
FIAT* 1,311 874 50% 8,102 8,001 1%
VW ком.авт.* 1,189 1,735 -31% 12,612 15,915 -21%
Jeep 1,054 769 37% 8,221 5,250 57%
Great Wall 887 1,914 -54% 15,005 19,954 -25%
Porsche 677 408 66% 4,707 3,790 24%
Brilliance**** 305 - - 955 - -
Acura** 287 - - 1,106 - -
Haima 229 75 205% 1,009 401 152%
MINI 212 284 -25% 1,750 2,800 -38%
Isuzu* 188 17 1006% 766 213 260%
Cadillac 157 129 22% 1,324 1,513 -12%
SEAT 155 154 1% 1,641 3,375 -51%
Changan 148 - - 1,144 - -
Jaguar 123 157 -22% 1,628 1,710 -5%
BAW* 66 122 -46% 1,082 1,594 -32%
smart 40 18 122% 368 193 91%
JAC***** 40 - - 424 - -
Chrysler 23 8 188% 130 159 -18%
Alfa Romeo 15 - - 96 - -
Luxgen 5 35 -86% 86 62 39%
ZAZ 0 220 - 481 3,260 -85%
Foton* 0 0 - 63 6 950%
ТагАЗ* n/a 12 - 129 371 -65%
BYD 0 1 - 5 106 -95%
Vortex n/a 0 - 0 1,005 -
FAW n/a 472 - 2,164 4,838 -55%
Bogdan - 61 - 92 2,055 -96%
Dodge 0 4 - 26 192 -86%
Иж 0 14 - 19 698 -97%
Итого 270,653 264,307 2.4% 2,491,404 2,777,547 -10.3%

 1. Продажи легких коммерческих автомобилей включены в общие цифры продаж по маркам, если присутствуют в продуктовой линейке марки (отмечены *); указаны отдельно по некоторым маркам. LCV<3,5т (в отдельных исключениях масса достигает верхнего предела 6т). Возможны незначительные корректировки данных по легкой коммерческой технике

** Продажи марки Acura в России осуществляются через Honda Motor RUS LLC с апреля 2014.

*** Продажи марки Bogdan в России приостановлены Technoproject LLC в 2014.

**** Продажи марки Brilliance в России осуществляются через Brilliance Motor Ltd. с апреля 2014

***** Продажи марки JAC в России осуществляются через Bogdan-Avto RUS с апреля 2014.

****** Продажи марки Datsun в России осуществляются через Nissan Manufacturing RUS LLC с сентября 2014.

******* Продажи марки Dodge приостановлены Chrysler RUS CJSC в июле 2014.

В таблице продаж по маркам самые красивые процентные приросты, как обычно, у тех брендов, чьи продажи исчисляются всего лишь десятками единиц. Как правило, это производители легких коммерческих авто вроде Foton (+950%) или Isuzu (+250%). При этом первый за год продал всего 63 а второй 766 своих малотоннажников. На этом фоне чуть менее эффектно, но куда весомее выглядят результаты коммерческого подразделения Mercedes-Benz — во многом благодаря запуску в Нижнем Новгороде производства модели Sprinter немцам удалось показать прирост в 110% при 11 020 проданных машинах.

Теперь что касается остальных. В целом по декабрю из-за всплеска продаж наблюдается весьма неплохая картина — значительные провалы в основном у тех, кто поспешил поднять цены, вроде бренда Chevrolet. Если же смотреть на общегодовые значения, то картина уже не столь радостная — большая часть компаний завершает год в минусе. Причем процент «недобора» весьма приличный — вроде бы народная марка Chevrolet потеряла за год 29%, а столь же любимый народом Ford — аж 38. Печально обстоят дела у таких довольно популярных марок как Suzuki (-28%), SsangYong (-27%), Daewoo (-38%), Citroёn (-31%), Peugeot (-38%) и Honda (-20%). Но есть и редкие счастливчики. Например, «Ниссану» удалось завершить год с 11-процентным приростом, что объясняется большим количеством новых и обновленных моделей, в том числе бюджетного сегмента и соответственно мощной пиар поддержкой. В плюсе и Toyota (+5%), во многом благодаря обновленным в этом году Camry и Land Cruiser Prado, а также свежему поколению бестселлера RAV4. Очень хорошо в этом году выступила Mazda (+61% в декабре и +17% — по итогам года). При этом половину кассы ей сделал популярный паркетник СХ-5. Впечатляют показатели марки Jeep (+57% по итогам года). Таким образом, она «нарисовала» общий плюс в 21,9 % всей Chrysler Group, при том, что входящие в нее же марки Chrysler и Dodge отличились у нас показателями в -18,2 и -86,5% соответственно (входящий в тот же концерн FIAT, благодаря выходу обновленного малотоннажника Ducato финишировал с результатом + 1,3%).

Традиционно неплохо чувствует себя премиум-сегмент, здесь в основном плюсовые значения. У «Лексуса», например, вообще блестящий по нынешним временам показатель в +21%. Аутсайдером в этом году стал только BMW (-16%; у MINI -38%), да Audi просела на 6%.

ПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ И ЛЕГКИХ КОММЕРЧЕСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ

В РФ ПО МОДЕЛЯМ ЗА ПЕРИОДЫ ДЕКАБРЬ 2014/2013 Г. И ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ 2014/2013 ГГ.

Данные продаж Комитета автопроизводителей АЕБ включают как импортированные, так и автомобили местной сборки.

Примечание: рейтинг марок основан на результатах продаж за месяц.

# МАРКА модель ДЕКАБРЬ
2014 2013 YoY
1 Granta Lada 13,405 12,923 482
2 Solaris Hyundai 9,502 8,824 678
3 New Rio KIA 9,298 6,917 2,381
4 Duster Renault 6,562 7,976 (1,414)
5 Niva Chevrolet 6,489 6,309 180
6 Polo VW 6,430 6,649 (219)
7 Logan Renault 6,361 4,137 2,224
8 Kalina Lada 6,206 8,590 (2,384)
9 Priora Lada 5,204 5,332 (128)
10 on-DO Datsun 5,104 0 5,104
11 RAV 4 Toyota 4,805 3,568 1,237
12 Largus Lada 4,755 6,280 (1,525)
13 4×4 Lada 4,517 2,284 2,233
14 Qashqai Nissan 4,387 6,435 (2,048)
15 Outlander Mitsubishi 4,381 2,950 1,431
16 Camry Toyota 4,176 2,783 1,393
17 Almera Nissan 4,005 3,028 977
18 Focus Ford 3,756 7,590 (3,834)
19 Jetta VW 3,745 1,532 2,213
20 ASX Mitsubishi 3,727 3,451 276
21 Sandero Renault 3,580 3,895 (315)
22 ix35 Hyundai 3,451 2,524 927
23 Sportage KIA 3,360 3,087 273
24 CX-5 Mazda 3,281 2,196 1,085
25 Mokka Opel 3,121 1,260 1,861

 

# МАРКА модель ЯНВАРЬ-ДЕКАБРЬ
2014 2013 YoY
1 Granta Lada 152,810 166,951 (14,141)
2 Solaris Hyundai 114,644 113,991 653
3 New Rio KIA 93,648 89,788 3,860
4 Duster Renault 76,138 83,702 (7,564)
5 Kalina Lada 65,609 67,960 (2,351)
6 Largus Lada 65,156 57,641 7,515
7 Logan Renault 60,434 50,894 9,540
8 Polo VW 58,953 72,565 (13,612)
9 Priora Lada 47,818 57,683 (9,865)
10 Almera Nissan 46,225 15,704 30,521
11 Niva Chevrolet 43,441 53,344 (9,903)
12 4×4 Lada 42,932 51,693 (8,761)
13 RAV 4 Toyota 38,919 39,885 (966)
14 Sandero Renault 36,849 43,737 (6,888)
15 Octavia A7 Skoda 35,292 13,663 21,629
16 ix35 Hyundai 34,814 31,706 3,108
17 Camry Toyota 34,117 32,895 1,222
18 Qashqai Nissan 31,710 40,739 (9,029)
19 Sportage KIA 30,606 33,451 (2,845)
20 New Cee’d KIA 29,758 34,981 (5,223)
21 Cruze Chevrolet 29,640 54,367 (24,727)
22 Outlander Mitsubishi 28,969 26,542 2,427
23 Focus Ford 27,860 67,142 (39,282)
24 Corolla Toyota 27,704 30,644 (2,940)
25 CX-5 Mazda 24,953 19,725 5,228

Что касается ТОП-25 среди моделей, то тут основной интригой было — сможет ли KIA Rio, вырвавшаяся в лидеры в ноябре, и в годовом зачете потеснить с первого места Lada Granta, казалось бы засевшую там навечно. Но сенсации не случилось. Тройка лидеров, как и в прошлом году, осталась неизменна — Lada Granta (152 810 шт.), Hyundai Solaris (114 644 шт.) и KIARio (93 648 шт.). Кстати, в отчете АЕБ особо отмечается что все модели, находящиеся в десятке лидеров — местного производства.

Что еще бросается в глаза так это сильное падение «народных бестселлеров» Chevrolet Cruze и Ford Focus (соответственно 10-е и 7-е места в 2013 году и 21-е и 32-е — в нынешнем), а также появление в рейтинге полноценного среднеразмерного кроссовера Mitsubishi Outlander. Среди других дебютантов нынешнего ТОП-25 отметим новый «бюджетник» Nissan Almera (причем сразу на 10 месте) и кроссовер Mazda СХ-5.

Что год грядущий нам готовит

Теперь о грустном. О прогнозах на 2015 год. Понятно, что никто особых иллюзий не питает. Те, кто наскреб в ноябре-декабре в срочном прядке необходимые суммы, затарился машинами, что называется, на несколько лет вперед, а остальные не сразу свыкнутся с заметно подскочившими (даже у «АвтоВАЗа»!) ценами, и, скорее всего, отложат покупку нового автомобиля до лучших времен. Посему первая половина 2015-го и особенно 1 квартал ожидаются по-настоящему провальными. Помимо этого провала, вызванного резким всплеском спроса в 4 квартале минувшего года, основными вызовами в 2015-м автопроизводители считают слабую экономику и инфляцию, сокращающие доходы населения и соответственно спрос, высокие процентные ставки, затрудняющие продажи в кредит, и высокий и непредсказуемый курс рубля. Последствия последнего фактора еще долго будут доставлять немалую головную боль производителям и клиентам — так, буквально вчера стало известно, что свой ценник подняла Toyota, причем на весь модельный ряд и весьма серьезно — от 20 до 30%.

Что касается прогнозов в «цифровом» выражении, то здесь мы дадим слово самому Председателю Комитета автопроизводителей АЕБ, г-ну Йоргу Шрайберу: «2014 год ознаменовался сильным финишем, хотя с кумулятивной потерей объема в 10% он останется годом разочарований для российской автомобильной индустрии. Перед лицом надвигающейся рецессии ожидания на 2015 год еще ниже. Наш прогноз рынка пассажирских и легких коммерческих автомобилей равен 1,89 млн. единиц, что эквивалентно сокращению на 24% на годовой основе».